В какой войне участвовал рылеев. Кондратий федорович рылеев

Кондратий Фёдорович Рылеев родился 18(29)сентября 1795 года в селе Батово Софийского уезда Петербургской губернии.

Раннее детство

Отец - Фёдор Андреевич Рылеев.

Мать - Анастасия Матвеевна, урождённая Эссен.

Жилось семье не просто, т.к. Фёдор Андреевич любил жить «на широкую ногу» и промотал два имения. Если бы Батово не уступили Анастасии Матвеевне по низкой цене родственники, дело могло дойти до полной нищеты.

До Кондратия в семье умерло четверо детей и родители, чтобы сохранить слабенького здоровьем сына, по совету священника назвали его в честь первого встретившегося им человека в тот день, когда они поехали крестить мальчика. Им оказался бедный отставной солдат Кондратий, которого родители забрали с собой в церковь, как крёстного отца.

Отец был очень суровым человеком как по отношению к крепостным, так и по отношению к супруге. Мальчик боялся отца и часто плакал.

Чтобы избавить Кондрашу от домашних сцен, родственники Анастасии Матвеевны помогли устроить его в кадетский корпус в Петербурге.

В кадетском корпусе

Когда мальчику не было ещё и шести лет его привезли в Петербург. В январе 1801 года он был зачислен в «подготовительный класс» 1-го кадетского корпуса.

Жизнь в учебном заведении была очень нелёгкой. Старшие воспитанники часто обижали младших, и вечерами Кондратий часто плакал, уткнувшись головой в подушку. Кроме того, в больших, плохо отапливаемых спальнях всегда было холодно, а учащиеся спали под тонкими одеялами и зимой даже самые маленькие были одеты в тонкие шинели. Мальчик скучал по дому, по маме, но держался.

Проходили годы, и Рылеев постепенно привыкал к военному быту и муштре. Он учился не блестяще, но все важные для будущего офицера предметы старался изучать основательно. И конечно не было ему равных по литературе. Рылеев «оброс» множеством друзей, которые уважали его за исключительную честность и справедливость. Он стоически переносил все наказания и никогда не плакал под розгами. Бывало - принимал на себя и чужую вину.

В годы учёбы Кондратий пристрастился к чтению. Он читал всё, что можно было достать в библиотеке или у друзей, не один раз просил деньги на книги у отца. Но тот считал это глупостью и очень редко и неприязненно отвечал на письма сына.

Война 1812 года подняла в корпусе бурю патриотизма. Младшие ученики очень завидовали выпускникам, которые шли на фронт. Они тоже рвались на защиту отечества, следили за всеми новостями из действующей армии, жарко обсуждали поражения и победы русской армии и боялись, что не успеют стать в ряды тех, кто грудью защищает Россию.

В 1813 году умер главнокомандующий Кутузов, который смог развернуть «непобедимую» армию Наполеона прочь из России. Рылеев, как и все кадеты, был поражён смертью великого военачальника и написал по этому поводу свою оду «Любовь к отчизне». В его «литературной тетради» хранилось к этому времени уже несколько произведений о войне.

В феврале 1814 года дождался своего выпуска и Рылеев. Он был определён в 1 конную роту 1 резервной артиллерийской бригады.

Молодой прапорщик-поэт вступал в жизнь с мечтой о том, чтобы стать верным гражданином своей отчизны и если понадобится - без колебаний отдать за неё жизнь!

Заграничные походы

С весны 1814 года Рылеев участвовал в заграничных походах русской армии. Он побывал в Польше, Саксонии, Баварии, Франции и других странах, узнавал много новых людей, видел иную жизнь и иные нравы. Зная простой народ лишь по рассказам и книгам, Рылеев впервые увидел простых солдат рядом с собой. Он знал, что это были великие герои, изгнавшие врага из родной земли. Теперь же поэт увидел, насколько тяжело живут эти герои. Рылеев ужаснулся 25-летнему сроку службы простых солдат, безжалостному отношению к ним многих офицеров. В его душе возникло острое чувство жалости к простым людям, желание помочь. Рылеев стал мечтать о деле, которое он сможет организовать для защиты простых людей. Но пока ещё не представлял, как сможет это сделать.

Во время похода Рылеев узнал о смерти отца, который последние годы работал управляющим в богатом имении князей Голициных. После смерти Рылеева-старшего они заявили, что он остался им много денег и передали дело в суд. В результате судебного решения на Батово наложили арест, и мать Кондратия Фёдоровича до конца жизни осталась практически без средств к существованию.

Рылеев жалел свою мать, и как бы тяжело ни приходилось - никогда не просил у неё денег.

В Воронежской губернии

После возвращения в Россию (в 1815 году) роту, в которой служил Рылеев, командировали в Острогожский уезд Воронежской губернии. Здесь поэт оставался несколько лет. В Острогожске он познакомился со многими известными фамилиями уезда. Некоторые из них были родом с Украины и сохраняли в окружении русского народа свои исконные обычаи и привычки.

В Острогожске поэт много читал и думал, часто видел негативные стороны жизни простых людей. Именно здесь он полностью сформировал свои взгляды и устремления, развил лучшие стороны поэтического таланта.

Во время приездов в Подгорное Рылеев познакомился с семьёй местного помещика М.А.Тевяшова. Вскоре он стал учить его дочерей русскому языку и старшая из них, Наташа, очень понравилась поэту. В это время он пишет многочисленные мадригалы и посвящения в её честь: «Наташа, Амур и я», «Мечта» и другие.

Через 2 года он просит благословения у своей матери на брак. Анастасия Матвеевна соглашается, но при условии, если сын честно скажет родителям невесты о своей бедности. Тевяшовых не пугает бедность жениха, они дают своё согласие. В 1818 году Рылеев выходит в отставку, а в 1820 году Кондратий и Наталья венчаются.

После свадьбы родные и знакомые уговаривали поэта остаться с семьёй на Украине и жить счастливо и спокойно. Но он не хотел «убить» молодые годы бездарно. Душа его рвалась в столицу.

Переезд в Петербург. Служба в суде

Во второй половине 1820 года Рылеев переезжает в Петербург. Обосновываться «с нуля» оказывается очень сложно, но постепенно Рылеевы привыкают к новой жизни.

В октябре этого же года происходит восстание Семёновского полка, когда доведённые до отчаяния солдаты открыто выступили против издевательств нового командира. В результате весь полк был посажен в Петропавловскую крепость, затем простых солдат отправили на каторгу или в сибирские гарнизоны, а офицеров - в действующую армию с запретом выхода в отставку или получения каких бы то ни было наград.

Рылеев был поражён жестокостью подавления восстания и открыто выступил против всесильного Аракчеева - в журнале «Невский зритель» была напечатана его ода «К временщику». Это было первым произведением поэта, под которым он поставил свою фамилию полностью. Петербург оцепенел, поражённый безумной смелостью этого «младенца», вставшего против всесильного «великана». Благодаря амбициозности Аракчеева, не желавшего открыто признать в тиране себя, Рылеев остался на свободе. Но журнал был закрыт и всесильный вельможа затаил злобу. Успех оды заставил Рылеева более серьёзно взглянуть на своё творчество и его конечные цели. Поэт впервые понимает, что своими произведениями он также может бороться против самодержавия.

С января 1821 года Рылееву предлагают место заседателя в Петербургской палате уголовного суда. Он не отказывается, т.к. понимает, что эта работа поможет ему защищать простых людей. За время службы Рылеев создаёт себе заслуженную репутацию честного и неподкупного судьи.

В апреле этого же года Кондратий Фёдорович вступил в члены «Вольного общества любителей русской словесности». Председателем его был герой войны 1812 года Фёдор Николаевич Глинка, который открыто выступал за равные права всех людей. Соответственно, Рылеев нашёл в нём полного единомышленника. Членами общества были также будущий декабрист А.Одоевский, друзья Пушкина В.Кюхельбекер и А.Дельвиг, писатель А.Грибоедов и другие выдающиеся личности того времени. Со всеми, кто входил в общество у Рылеева складывались прекрасные дружеские отношения.

Всё больше поэт задумывается о том, как поднять и вдохновить молодёжь на борьбу с самодержавием? И самым лучшим кажется ему напомнить о героических подвигах героев прошедших веков. Так рождается идея рылеевских «Дум» - стихотворных рассказов из русской истории, ориентированных на современность.

В мае 1821 года Кондратий Фёдорович едет на некоторое время в Подгорное, посещает Острогожск и Воронеж. Здесь его посещает творческое вдохновение, и он пишет новые оригинальные произведения: «Пустыня», «На смерть Полины молодой», «Когда от русского меча» и др. В этот же период он начинает цикл «Дум», материал для которого берёт не только из исторических трудов, но и из местного народного творчества. Через воспевание героического прошлого родной страны Рылеев надеется «разбудить» передовую молодёжь, чтобы поднять её на борьбу за лучшее будущее простого народа.

Большинство «Дум» известно и сейчас, некоторые - практически стали народными песнями (например «Смерть Ермака»).

Всё ближе к трагедии

Осенью 1823 года Рылеев вступает в члены Северного общества (декабристов). Он счастлив все силы и талант отдавать на благо того дела, которое для него важнее всего. Часто возвращаясь с собраний вместе с Бестужевым, они много думают над тем, что ещё можно сделать для обновления России. Так рождается идея издания сборника-альманаха «Полярная звезда», которая будет пользоваться несомненным успехом до 1825 года. Здесь опубликуют свои лучшие произведения А.С.Пушкин, А.Дельвиг, П.Вяземский, В.Жуковский и множество других выдающихся писателей и поэтов того времени. На страницах «Полярной звезды» выйдут и лучшие произведения самого Рылеева - «Думы» и поэма «Войнаровский».

Весной 1824 года Рылеев перешёл в Российско-американскую компанию правителем канцелярии и поселился в большой квартире на набережной Мойки, где организовался своеобразный «штаб» Северного общества. В конце года Кондратий Фёдорович возглавил организацию. Он стал укреплять её новыми надёжными и полезными людьми, вдохновлять их своим примером. Теперь Рылеев уже не говорил о возможностях конституционной монархии, он проповедовал избрание новой формы правления государством - республиканской.

Этот год ознаменовался для поэта многими тяжёлыми событиями: в феврале он дрался на дуэли и был легко ранен, в июне умерла его мать, а в сентябре - сын, которому только что исполнился год.

Роковое восстание

В сентябре 1825 года Рылеев участвовал ещё в одной дуэли, но уже в качестве секунданта. Вместо того чтобы постараться примирить участников, он всячески раздувал их конфликт. Возможно, именно из-за этого дуэль закончилась гибелью обоих участников.

Начало декабря принесло для участников Северного общества неожиданное событие - умер Александр I. Декабристы планировали приурочить своё выступление к моменту смерти царя, но не думали, что это произойдёт так скоро.

Рылеев и руководители других декабристских организаций срочно стали готовить выступление. Оно было назначено на 14 декабря 1825 года. Руководителем был избран Трубецкой, которому Рылеев полностью доверял. И именно Трубецкой стал главным предателем.

Сам Кондратий Фёдорович, как лицо гражданское, мог только прийти на Сенатскую площадь и поддержать восставших. И он там был, а потом большую часть дня метался по городу, надеясь найти подмогу.

К вечеру к площади были стянуты правительственные войска, которых было вчетверо больше, чем восставших. Николай I отдал приказ стрелять «по мятежникам». Декабристы дрались до последнего, не веря в обещанное помилование. Вокруг площади была огромная толпа народа, которая сочувствовала восставшим и по первому зову могла встать в их ряды, но декабристы не поняли этого и умирали в одиночестве. Восстание было подавлено. Тех, кто остался в живых, арестовали и отправили в Петропавловскую крепость.

В эту же ночь пришли и за Рылеевым. Его допросили во дворце, затем отправили туда же, куда и всех заговорщиков.

В течение нескольких месяцев проходили допросы. Рылеев брал на себя все возможные «грехи», называл только тех декабристов, об аресте которых уже точно знал, всячески старался выгородить товарищей, говорил о своей непримиримой ненависти к царствующей фамилии.

Благодаря такой «правдивости» Кондратий Фёдорович оказался в числе пяти главных зачинщиков восстания, которых было решено повесить.

Приговор был приведён в исполнение 13(25)июля 1826 года в Петропавловской крепости. Предполагается, что казённые декабристы были захоронены на острове Голодай, но точное место их упокоения неизвестно.

Интересные факты о Рылееве:

Когда в детстве Рылеев болел, его мать горячо молилась Богу о выздоровлении сына. Ей явился ангел, который сказал, что мальчику будет легче умереть, чем получить такую судьбу. Когда она не согласилась, ангел оставил жизнь Кондратию, но показал матери, чем закончит жизнь её сын.

Поэт был в числе тех 3-х несчастных, под которыми оборвалась верёвка при повешении. Они провалились вглубь виселицы, были вытащены и повешены вторично.

В наши дни о.Голодай носит имя «Остров Декабристов».

Слово «декабристы» в сознании многих людей ассоциируется с благородными и самоотверженными смельчаками, которые, несмотря на свое дворянское происхождение, пошли против высшего общества, т. е. общества, к которому они сами принадлежали. Вот и биография Рылеева Кондратия Федоровича - одного из лидеров - является свидетельством его самоотверженной борьбы за справедливость и права простых людей.

Детство и юность поэта

18 сентября 1795 года в обедневшей дворянской семье родилсяРылеев Кондратий Федорович. Его отец, служивший управляющим у был человеком с крутым нравом и вел себя как настоящий деспот по отношению к своей жене и сыну. Анастасия Матвеевна - мать Рылеева, желая избавить своего маленького сына от жестокого обращения отца, была вынуждена отдать его в шестилетнем возрасте (в 1801 году) на воспитание в первый кадетский корпус. Именно здесь юный Кондратий Рылеев обнаружил свой сильный характер, а также талант к написанию стихов. В 1814 году 19-летний кадет становится офицером, и его направляют на службу в конную артиллерию. В первый же год службы он побывал в походах в Швейцарию и во Францию. Военную карьеру Кондратий Федорович закончил через 4 года, выйдя в 1818 году в отставку.

Кондратий Федорович Рылеев. Биография начинающего поэта-бунтаря

В 1820 году, после женитьбы на Наталье Тевяшовой, Рылеев переезжает в Петербург и сближается со столичными интеллигентными кругами. Он становится членом вольного общества любителей российской словесности, а также его заинтересовала масонская ложа «Пламенеющей звезды». Литературная деятельность будущего революционера начинается в этот же период. Он публикует свои произведения в нескольких петербургских изданиях. Неслыханная дерзость и смелость стихотворения «К временщику» поразила друзей Рылеева, ведь оно метило в самого генерала Аракчеева. Репутацию неподкупного поборника справедливости молодой поэт-бунтарь приобрел, когда получил должность заседателя уголовной палаты. Биография Рылеева Кондратия Федоровича, касающаяся первых лет жизни в столице, содержит данные о его дружбе со многими знаменитыми литературными деятелями того времени: Пушкиным, Булгариным, Марлинским, Сперанским, Мордвиновым и др.

Рылеев: «Я не поэт, а гражданин»

В доме Рылеевых часто собиралось литературное общество, и на одном из таких собраний, в 1823 году у Рылеева и Марлинского (А. А. Бестужева) зародилась идея выпуска ежегодного альманаха «Полярная Звезда», который стал предшественником газеты «Московский Телеграф». Тогда же вышла в свет поэма «Войнаровский» и знаменитые патриотические баллады «Думы» Рылеева. Поэт становится членом революционного Северного общества, а уже через год его избирают руководителем этого общества.

Закат

С этого времени биография Рылеева Кондратия Федоровичаполностью посвящена его революционной деятельности. После легендарного поэт-революционер был арестован и заключен в крепость. На допросах он вел себя спокойно и брал ответственность за организацию восстания на себя. Рылеев стал одним из пяти декабристов, приговоренных к смертной казни. Герои-революционеры были повешены 13 июля 1826 года. К сожалению, биография Рылеева Кондратия Федоровича совсем короткая, ведь прожил он всего 31 год. Однако жизнь его была яркой и насыщенной и полностью посвящена гражданскому служению и

В читательском сознании Рылеев - прежде всего поэт-декабрист, издатель альманаха «Полярная звезда», дворянский революционер, человек, мученической смертью подтвердивший верность свободолюбивым идеалам.

Биография Кондратия Рылеева

К. Ф. Рылеев родился 18 (29) сентября 1795 года в сельце Батово, близ Петербурга, в семье отставного подполковника, и с шестилетнего возраста воспитывался в петербургском Кадетском корпусе. Здесь он полюбил книгу и начал писать. Тринадцать лет прошло в занятиях и муштре, не без детских проказ, конечно, но зато и с суровой расплатой за них. Популярности Рылеева много способствовали его стихи.

Юность Рылеева совпала с героической эпохой в жизни России, со славным двенадцатым годом. Он страстно ждал выпуска в действующую армию и творил «победные песни героям», вспоминая героическое прошлое своей родины. Уже в первых пробах рылеевского пера намечены темы и поэтические принципы, которым он останется верен навсегда. В 1814 году восемнадцатилетним прапорщиком-артиллеристом Рылеев попадает на театр военных действий. Можно только догадываться, насколько ошеломляющим был контраст между тринадцатилетним заточением в корпусных стенах — и заграничными походами, когда за два года Рылеев дважды отшагал всю Европу.

Потом наступили армейские будни. Артиллерийская рота Рылеева перемещалась из Литвы на Орловщину, пока весной 1817 года не обосновалась в Воронежской губернии, в селе Подгорном Острогожского уезда. Здесь Рылеев занялся воспитанием дочерей местного помещика и вскоре полюбил младшую из них, Наталью Тевяшову. Рылеев, женившись и выйдя в отставку, рвется в столицу — туда, где кипит жизнь. Осенью 1820 года Рылеев с женой и дочерью поселяются в Петербурге, а с начала 1821 года он начинает служить в Петербургской палате уголовного суда.

Творчество Кондратия Рылеева

В петербургских журналах уже появлялись стихотворения Рылеева. Сатира на Аракчеева сделала в одночасье имя поэта широко известным. Вслед за «Курбским» в журналах и газетах за подписью Рылеева одно за другим появляются стихотворения, в которых страницы русской истории прочитаны как свидетельство неискоренимо вольнолюбивого духа нации. По роду своего дарования Рылеев не был чистым лириком; недаром он постоянно обращался к различным жанрам и прозы, и драматургии.

Думы Рылеева принадлежат к жанру исторической элегии, близкой к балладе, широко пользующейся наряду с лирическими и эпико-драматическими художественными средствами. Нельзя не заметить в мировоззрении Рылеева просветительских основ, а в его художественном методе — черт гражданского классицизма. В начале 1823 года Рылеев был принят И. И. Пущиным в Северное тайное общество и вскоре стал его руководителем. Чуждый честолюбивых расчетов и притязаний, Рылеев стал совестью заговора.

Поэзия Рылеева не воспевала восторга победы — она учила гражданскому мужеству. Поэтическая зрелость Кондратия Федоровича только-только обозначилась для современников на пороге 1825 года — с выходом «Дум» и «Войнаровского», с появлением в печати отрывков из новых поэм. Прямо связав свою жизнь с тайным обществом, с организованной борьбой против самодержавия и крепостничества, Рылеев в том же 1823 году приступил к работе над поэмой о сибирском узнике Войнаровском.

Эпилогом всего творчества Рылеева суждено было стать тюремным его стихам и письмам к жене. 14 декабря 1825 года — первым из организаторов восстания на Сенатской площади — Рылеев был арестован, заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, а через полгода — казнен.

  • Спустя тридцать лет А. И. Герцен и начнут издавать за границей для русского читателя альманах вольной русской литературы, дав ему славное название — «Полярная звезда».
  • Мотивы рылеевской лирики будут развиты в поэзии Полежаева, Лермонтова, Огарева, .

РЫЛЕЕВ Кондратий Федорович родился в семье небогатого помещика - поэт- декабрист.

Отец Кондратия Федоровича был, подполковник в отставке, управлявший имениями князя Голицына.

Шести лет был отдан в 1-й кадетский корпус в Петер­бурге, который закончил в начале 1814, получив чин прапорщика.

С 1814-15 находился за границей в составе артилле­рийской бригады. Впоследствии в своих показаниях на суде Кондратий Федорович свидетельствовал, что «свободомыслием первоначально зара­зился... во время походов во Францию в 1814 и 1815 годах». Решающее значение здесь имело пребывание в армии, освобо­дившей Европу от диктатуры Наполеона, связь с героическим русским народом.

С 1819-1819 Рылеев служил в Конно-артиллерийской роте, стоявшей в Воронежской губернии, в Острогожске. Формирование взглядов Рылеева здесь протекало под влиянием передовой остро­гожской интеллигенции, злейшего раз­гула крепостников и произвола властей.

В декабре 1818 Кондратий Федорович оставляет службу в армии, не принимая все усиливавшийся аракчеев­ский режим.

В начале января 1819 Рылеев женился на дочери острогожского помещика На­талье Михайловне Тевяшевой.

В 1820 пере­ехал в Петербург.

В январе 1821 был избран заседателем Петербургской уголовной палаты, где всячески старался отстаивать интересы угнетенных (например, в деле разумовских крестьян, протестовавших про­тив жестокой эксплуатации их помещи­ком).

В октябре 1823 он был принят в Север­ное тайное общество по рекомендации И. И. Пущина, сослуживца по уголовной палате.

В 1824 Рылеев перешел на службу в «Российско-Американскую торговую ком­панию» в качестве правителя ее канцеля­рии. Работая в этом, уже не государствен­ном учреждении, Кондратий Федорович энергично ратовал в пользу экономических интересов России. Наряду со служебными делами он был занят и издательской деятельностью.

В 1822-24 Рылеев ежегодно издавал совмест­но с А. Бестужевым альманах «Поляр­ная звезда».

В 1825 - сборник «Звездочка» . Эти издания, очень успешно осуществлен­ные, служили распространению передо­вых идей и вместе с тем имели в виду ма­териально поддержать нуждающихся авторов. В этих сборниках были напеча­таны произведения Жуковского и Пуш­кина , Грибоедова и Крылова , Баратынско­го и самого Рылеева, Вяземского , Давы­дова, Языкова , А. Бестужева, Гнедич и других.

На основе наблюдений над русской дей­ствительностью, в итоге изучения трудов французских энциклопедистов, сочинений Бентама, Монтескье, Бенжамена Констана, а также русских историков - Карамзина , Строева, Корниловича , Кондратий Федорович сложился как активный общественный деятель и революционер. Он боролся за республи­канский образ правления, за освобожде­ние крестьян, свободу книгопечатания, от­крытое судопроизводство, личную безопас­ность.

В Северном обществе он занял ве­дущую роль и возглавил восстание 1825. Рылеев мужественно провел последние семь месяцев своей жизни в Алексеевской ра­велине Петропавловской крепости. На оло­вянной тарелке он, по преданию, напи­сал в тюрьме четверостишие, свидетель­ствующее о стойкости борца за свободу:

«Тюрьма мне в честь, не в укоризну,

За дело правое я в ней,

И мне ль стыдит­ся сих цепей,

Когда ношу их за отчиз­ну?»

Повешен в числе пяти руководителей восстания.

В деятельности Рылеева значительное место занимала литература, которой он, как и другие декабристы, придавал большое об­щественное значение, видя в литературе важнейшее средство вовлечения образо­ванных людей в круг своих идей.

Творче­ский путь Рылеева-поэта характерен для боль­шинства поэтов-декабристов. Это путь от идеи личной свободы к свободе общест­венной. На этом пути также и осознание противоречий декабристской идеологии, и преодоление их. При всей недолго­временности литературной деятельности Рылеева его творчество наиболее последовательно раскрывает внутреннюю логику развития поэта-декабриста. Вместе с тем в своем творчестве последних лет Кондратий Федорович обнаруживает отчетливое своеобразие, индивидуальную характерность стиля. Как и другие поэты, впоследствии связанные с освободитель­ным движением на его дворянском эта­пе, он начинает с увлечения анакре­онтикой, со следования Батюшкову, с утверждения идеалов личной свободы, жизни, замкнутой в сфере интимных отно­шений

«К другу» ,

«К Делии» ,

«Счаст­ливая перемена» - 1820;

«Заблуждение» ,

«Нечаянное счастье» - 1821, и другие.

«К К - му» - 1821,

«Я не хочу любви твоей...» - 1824.

Уже в 1822 Рылеев утверждает идеал граждан­ского поэта, сперва в этом плане трактуя Державина («Он выше всех на свете благ общественное благо ставил» - дума «Державин»), а затем заявляя в посвящении к поэме «Войнаровский» (1825). «Я не поэт, а гражданин». Эта формула подчеркивала подчиненность поэтической деятельности гражданским, революционным целям. Фор­мула Рылеева была затем перефразирована Некрасовым («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»). В своей дальнейшей деятельности Кондратий Федорович строго сле­довал определившемуся пониманию поэ­зии и поэта.

Обратившись к мотивам политической свободы, поэт, как и другие идейно близкие декабризму поэты, естественно, прежде всего использовал традиционные формы гражданской поэзии, формы классицизма, подчинив их идеям свободолюбия. Очень близки к традиционному жанру торже­ственные оды Рылеева. Идею декабристской гражданственности выражают послание -

«А. П. Ермолову» (1821)

«Граждан­ское мужество» (1823),

«На смерть Байро­на» (1824).

Гораздо значительнее сатириче­ские оды Рылеева - «К временщику» (1820) и ода «Гражданин» (1825) -

«Я ль буду в роковое время

Позорить Гражданина сан...».

Первая из них была направлена против всесильного тогда Аракчеева и предрекала ему неизбеж­ность кары со стороны разъяренного народа и суровый приговор потомства. Вторая имела в виду тоже крайне враждебную де­кабристскому движению силу-обществен­ную пассивность большинства образован­ного общества, «переродившихся славян», тех, кто не готовился «для будущей борь­бы за угнетенную свободу человека». Обе оды получили очень широкое распростра­нение и многие десятилетия находились в обращении в революционной среде.

Изначальная связь с традицией психо­логического романтизма обусловила в творчестве писателей, в том числе и Рылеева, ставших гражданскими поэтами, трансфор­мацию дружеских посланий анакреонтиков в послания политические. Такими были и послания Рылеева, в частности «Бесту­жеву» (1825), где основным был мотив неколебимой верности «высоким думам», любви «к общественному благу», а также послание «Вере Николаевне Столыпиной» (1825), содержащее призыв воспитывать детей в соответствии с идеалами человека- гражданина.

В литературе психологического роман­тизма широкое распространение имели имитации народных песен (Нелединский-Мелецкий, Дмитриев и других). И Рылеев в ран­ние годы писал подобные песни. Теперь Кондратий Федорович совместно с А. Бестужевым пишет по­литические агитационные песни, рассчи­танные на распространение среди солдат в целях пробудить в них общественное самосознание, понимание нестерпимости своего экономического и социального по­ложения. До нас дошло семь таких песен (1823-24).

Они очень близки традициям Радищева и противостоят песням в духе Карамзина и Жуковского.

Одна из них - «Ах, тошно мне...» прямо противопостав­лена романсу Нелединского-Мелецкого , на­чинающемуся теми же словами. Эта песня вместе с другой - «Как идет кузнец да из кузницы...» наиболее последовательны в своей народности и революционности. Агитационные песни Рылеева и Бестужева по­лучили широкое распространение, про­никли в народ, стали явлениями фоль­клора, содействовали формированию ана­логичных произведений в последующие десятилетия.

Наиболее ярко своеобразие поэзии Рылеева внутри декабристской литературы ска­залось в его думах и поэмах. Двадцать пять дум Рылеева Кондратия Федоровича

(1821-23, отдельное издание - 1825; четыре были опубликованы только во 2-й половине XIX в.) и его поэмы:

«Войнаров­ский» , 1822-24;

незаконченные -

«Наливайко» , 1824-25;

«Гайдамак» ,

«Палей» ,

«Партизаны» - все три 1825) - произве­дения гражданского романтизма, проник­нутые пафосом революционного патрио­тизма. Рылеев создал оригинальную форму думы, использовав украинские народные думы (сборник Н. А. Цертелева «Опыт собра­ния старинных малороссийских песен», 1819), «Spiewy Historyczne» польского по­эта Ю. Немцевича (1816 и другие издания), а также воспринял влияние поэм Бай­рона и южных поэм Пушкина.

Структура дум Кондратия Федоровича и его поэм очень сходна; они отли­чаются только объемом: дума - неболь­шая поэма, «Войнаровский» - разверну­тая дума. Большинство дум - обрамлен­ный пейзажем лирический монолог героя, раскрывающий его внутренний мир. Это легендарный Боян, исторические личности Дмитрий Донской, Богдан Хмельницкий, Курбский, Наливайко, Державин, Иван Сусанин и др. Герои даны резкими крас­ками, без светотеней, без полутонов. Внут­ренний мир их обнаруживается в кон­фликте с окружающей средой, в столкно­вении с тиранией. Поступки героев иллю­стрируют их неизменный облик. Любов­ный конфликт отсутствует или только слег­ка намечен. Герои раскрыты в их безза­ветном служении делу борьбы за освобож­дение от тирании, за свободу отчизны, в их преданности этой идее и людям, ею за­хваченным, в их стойкости и твердости, в готовности жертвовать собой. Утвержде­ние единства интересов личности и общест­ва на основе борьбы личности за свободу родины, борьбы, в условиях которой лич­ность готова жертвовать собой, характерно для дворянских революционеров Представление об исторически и социаль­но неизменном национальном характере человека-гражданина, русского человека, обусловило обращение Рылеева к историческому материалу и характер его трактовки. Прошлое отличалось, в понимании Рылеева, от современности только «местностью», кон­кретными событиями, но не характерами творивших историю людей, поскольку они были русскими людьми. Объективная исто­рическая правда не интересовала поэта- романтика. Герои дум и поэм Кондратия Федоровича целиком захвачены современным поэту пафосом свободолюбия и лишь в своем внешнем облике отнесены к прошлому. Думы и поэмы его наглядно показывают крайне интенсивное развитие его творчества, что было следствием углубления его рево­люционного мировоззрения и роста даро­вания. Усиливалась политическая острота его произведений.

Первые думы («Боян», «Олег Вещий» ) в политическом отношении довольно неопределенны. Последующие думы, а затем поэмы типично декабрист­ские по своему содержанию. Думы, особен­но ранние, весьма несовершенное осуще­ствление принципов гражданского роман­тизма в жанре поэмы. «Войнаровский» - гораздо более зрелое произведение. Образ главного героя значительно осложнен. Отчетливее дан колорит местности.

В «На­ливайко» и «Палее» элементы историзма еще сильнее.

Совершенствуется язык, в последних думах, особенно в «Войнаровском», речь в значительной мере освобож­дается от метафоричности, синтаксис ста­новится более сжатым, уменьшается чис­ло славянизмов, чаще встречаются мест­ные слова. Пушкин отрицательно отнесся к думам, за исключением «Ивана Суса­нина». Но гораздо благосклоннее воспри­нял он «Войнаровского».

«Рылеева «Войнаровский», - писал Пушкин, - несрав­ненно лучше всех его дум», поэма «нужна для нашей словесности». Произведения Рылеева К.Ф. явились образцами для целого ряда поэм гражданского романтизма (Языков, А. Бе­стужев, Ф. Глинка Давыдов , Языков, Вяземский), другая - вернулась к традициям психоло­гического романтизма (Веневитинов, Ба­ратынский); если Пушкин перенес свое внимание художника и мыслителя на осо­знание причин общественной пассивно­сти большинства, Рылеев К.Ф оставался верен идее борьбы во имя конечной победы свободы, сознавая неизбежность гибели на данном этапе этой борьбы. В поэме «Наливайко», в главе «Исповедь Наливайко», он писал:

Известно мне: погибель ждет

Того, кто первый восстает

На утеснителей народа;

Судьба меня уж обрекла.

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Погибну я за край родной,-

Я это чувствую, я знаю,

И радостно, отец святой,

Свой жребий я благословляю!

Рылеев Кондратий Федорович и в своей политической деятельно­сти, и в своей поэзии был одним из тех, кого имел в виду В. И. Ленин, когда от­мечал: «Лучшие люди из дворян помогли разбудить народ» (Соч., т. 19, с. 295).

Умер - , Петербурге.

1795 - 1826

Рылеев Кондратий Фёдорович (18(29).09.1795-13(25).07.1826), поэт, декабрист. Родился в селе Батово Софийского уезда Петербургской губернии (ныне Гатчинский район Ленинградской области) в семье мелкопоместного дворянина Фёдора Андреевича Рылеева (1746-1814), управляющего княгини Варвары Голицыной. Ф. А. Рылеев - командир Эстляндского егерского батальона, кавалер ордена Св. Владимира 4-й степени, подполковник в отставке. Мать Анастасия Матвеевна Эссен (1758-1824) с 1800 г. вместе с сыном жила в имении села Батово Петербургской губернии, которое купила у своего богатого родственника генерал-майора П. Ф. Малютина, в дальнейшем имение унаследовал К. Ф. Рылеев.

В январе 1801 г. К. Рылеев был зачислен в «подготовительный класс» 1-го кадетского корпуса - «рыцарскую академию», привилегированное учебное заведение, основанное в 1732 г. под названием Сухопутного шляхетского кадетского корпуса. В феврале 1814 г. - выпущен прапорщиком в 1 конную роту 1 резервной артиллерийской бригады. Принял участие в заграничных походах, побывав в Польше, Пруссии, Саксонии, Баварии, Франции и Швейцарии.
Патриотическое воодушевление побуждает К. Рылеева взяться за перо, и он пишет оды «Любовь к отчизне» (1813) и «Князю Смоленскому» (1814), прозаическую «Победную песнь героям» (1813) и др. Молодой поэт славит героя-патриота, жертвующего всем ради отчизны. Меняясь, обогащаясь, этот образ будет жить во многих стихах поэта-декабриста.
После возвращения в Россию К. Рылеев был командирован вместе с конно-артиллерийской ротой в Острогожский уезд Воронежской губернии, где оставался несколько лет. Пребывание - очень существенный этап в его биографии. Рылеев был назначен квартирьером от 11-й конноартиллерийской роты. Он расположился в слободе Подгорное, верстах в тридцати от батарейного штаба, находившегося в слободе Белогорье. Летом он чаще находился в Белогорье при штабе, в зимнее же время - преимущественно в Подгорном. Его должность квартирьера была связана с постоянными поездками то в Острогожск, то в Воронеж. В губернском центре Рылеев посещал комиссариатские склады. Здание Комиссариатской комиссии, где нередко бывал Рылеев, ныне занимает Художественный музей им. И. Н. Крамского .
В Подгорном Рылеев познакомился с семейством местного помещика М. А. Тевяшова. Одна из его дочерей, Наталья Тевяшова, стала женой поэта.
Наиболее ранние стихотворения поэта предназначались для Н. М. Рылеевой: послание «Резвой Наташе», «Наталье Михайловне Тевяшовой…», датированное 26 августа 1817 г. До конца этого же года появляются многочисленные поэтические признания в любви, мадригалы, посвящения, выдержанные в духе «лёгкой поэзии»: «Наташа, Амур и я», «Мечта», «Триолет Наташе», «Мотылёк» и др.
Острогожский период в жизни Рылеева был решающим в развитии его дарования как поэта, в становлении поэтического стиля. Здесь он много читал, познакомился с рядом прогрессивно настроенных дворян, видел многие отрицательные стороны тогдашней русской жизни. По личным обстоятельствам и разочаровавшись в военной службе, в 1818 г. Рылеев уходит в отставку.
Отправляясь в конце лета 1819 г. в Петербург, поэт не прожил там и полугода. С молодой женой он гостит у своей матери в селе Батово, под Петербургом, сближается со многими столичными литераторами. В журналах «Благонамеренный» и «Невский Зритель» публикуются его первые произведения - элегии, эпиграммы, романсы. В феврале 1820 г. Рылеевы возвращаются в Воронежскую губернию, где в Подгорном 23 мая 1820 г. у них родилась дочь Анастасия. В ноябре 1820 г., после девятимесячного пребывания в Острогожском уезде, К. Рылеев вновь приезжает в Петербург, на этот раз один, чтобы прочно обосноваться там, подготовить почву к переезду в столицу всей семьи.
В «Невском Зрителе» за 1920 г. была напечатана ода «К временщику». Она была известна ещё его острогожским друзьям. Рылеев спешит сообщить в письме к М. Г. Бедряге: «Моя сатира «К временщику» печатается в 10 книге «Невского Зрителя». Многие удивляются, как пропустили её…» (Рылеев К. Ф. ПСС, 1934. С. 455). Эта сатира на графа Аракчеева принесла Рылееву не только известность, но и славу.
С января 1821 г. Рылеев становится заседателем от дворянства в Петербургской палате уголовного суда. В апреле его принимают в члены «Вольного общества любителей российской словесности», а уже в мае он снова в дороге, на пути в ставшее родным Подгорное. Живя там, он бывает не только в Сагунах, Белогорье, у соседних помещиков, но и в Острогожске, Воронеже.
В июле-августе 1821 г. поэт создаёт на воронежской земле ряд оригинальных произведений: «Пустыня (К М. Г. Бедряге)», «Давно мне сердце говорило…», «К Косовскому», «К. С.», «Наш хлебосол-мудрец…», «На смерть Полины молодой…», «Когда от русского меча…» и др. Рылеев переживает полосу творческого подъёма. Именно в это время он приступает к созданию поэтического цикла своих знаменитых «Дум». Материал для них поэт черпал не только из трудов историков, но также и из устных преданий местных старожилов. Первая дума «Курбский» была опубликована в журнале «Сын Отечества» с пометкой: «Острогожск, июня 20 1821». Произведения Рылеева отражают героическое прошлое русского народа. Это относится не только к думе «Богдан Хмельницкий», к поэме «Войнаровский», но и ко многим незавершённым и неосуществленным замыслам («Наливайко», «Палей», «Мазепа» и др.). «Исповедь Наливайки», опубликованная в «Полярной звезде» за 1825 г. произвела невиданное до того впечатление на передовых людей России. Декабрист Беляев писал, что «Наливайко», «Войнаровский» «были знакомы каждому и повторялись во всех дружеских и единомышленных кругах». Дума (1823) - навеяна Рылееву воспоминаниями жителей, в памяти которых сохранилось немало преданий о Петре I и его пребывании в Воронежской губернии. В 1821-1823 гг. «Думы» печатались в ряде журналов и в альманахе «Полярная звезда», а в 1825 г. изданы отдельным сборником. В этот же период Рылеевым написана «Записка о нуждах жителей г. Острогожска и его уезда» (Рылеев К. Ф. Стихотворения. Статьи. Очерки. Докладные записки. Письма. М., 1956. С. 295-296). Литературовед А. В. Никитенко в своих воспоминаниях писал: «Я не знавал другого человека, который обладал бы такой притягательной силой, как Рылеев. <…> Он с первого взгляда вселял предчувствие того обаяния, которому вы неизбежно должны были подчиниться при более близком знакомстве…».
Своими думами, поэмами, гражданской лирикой Рылеев вписал бессмертную страницу в историю русской поэзии. И далеко не последние строчки, принадлежат «острогожскому» материалу. Нити острогожско-воронежских связей глубоко и прочно вплетаются в петербургский период жизни и творчества Рылеева. С осени 1821 г. Рылеев с семьёй живёт в Петербурге, снимает квартиру. Постепенно он становится своим человеком в литературных кругах столицы, приобретает всё больше среди друзей и знакомых политических единомышленников, многие из которых являются членами тайного общества. Летом 1822 г. Рылеев совершает большую поездку по Украине.
В 1823 г. Рылеев с головой уходит в литературную и политическую деятельность. В октябре он принят в члены Северного общества. После отъезда С. П. Трубецкого в Киев (конец 1824) заменил его в Директории и взял на себя руководство Северным обществом. Его взгляды становятся всё более последовательно революционными.
С переходом Рылеева из Петербургской палаты уголовного суда в Российско-Американскую компанию (весна 1824 г.) и переездом в новый дом на Мойке у Синего моста, № 72 (в 1975 г. на нём укреплена мемориальная доска) квартира Рылеевых превращается в своеобразный штаб Северного общества. Наталья Михайловна чувствовала себя довольно растерянно в этом многолюдье. Её не покидали тревожные предчувствия. В феврале 1824 г. Рылеев был вынужден драться с князем К. Я. Шаховским на дуэли из-за своей сестры А. Ф. Рылеевой (поэт был легко ранен). В июне умерла мать поэта, в сентябре скоропостижно скончался сын Рылеевых Саша, которому едва исполнился год.
Отъезд Рылеевых из Петербурга в конце сентября 1824 г. походил на бегство. Придонские просторы степей оказывали целительное действие на Кондратия Фёдоровича, вливали в него силы для жизни и борьбы. В декабре он снова в Петербурге. Пошёл год 1825…. Год взлёта, расцвета всех духовных сил Рылеева, яростного поэтического труда, активных политических действий. В редкие минуты передышек поэт мечтал о тихом Подгорном, где так хорошо ему работалось, вольнее дышалось. «Петербург тошен для меня, - писал Рылеев 12 мая 1825 года А. С. Пушкину , - он студит вдохновение: душа рвётся в степи; там ей просторнее, там только могу сделать что-либо достойное века нашего, но как бы на зло железные обстоятельства приковывают меня к Петербургу» (Рылеев К. Ф. Стихотворения, 1956. С. 306). Конечно, это сам Рылеев «приковывал» себя к Петербургу. Не мог он безмятежно предаваться в тиши уединенья радости творчества, когда «дух времени» и «предназначение века» требовали прямого гражданского участия в борьбе «за угнетённую свободу человека», поглощая все его силы, всю жизнь.

Дух и направление Северного общества, собрания которого происходили на квартире Рылеева, всецело созданы им. В противоположность Южному обществу, руководимому Пестелем, Северное отличалось демократизмом. Рылеев настаивал на принятии в общество купцов и мещан, предлагал освобождение крестьян непременно с наделением их землёй и т. д. Вместе с тем Рылеев боролся против кровавых мер, которые вошли в план действий декабристов. Перед 14 декабря Рылеев сложил свои полномочия; «диктатором» был избран кн. Трубецкой, но Рылеев всё-таки был на Сенатской площади. Его арестовали 14.12.1825 г. и доставили в Петропавловскую крепость. Он был казнён 13 июля 1826 г. Похоронен вместе с другими казнёнными декабристами на о. Голодае. В 1939 г. на месте казни установлен памятный знак, но останки декабристов не найдены.
3 июля 1826 г. в предсмертном письме к жене Рылеев писал: «Ты не оставайся здесь (в Петербурге) долго, а старайся кончить дела и отправляйся к почтеннейшей матушке» (Рылеев. ПСС, 1934. С. 519). 3 января 1827 г. Н. М. Рылеева получила из Петропавловской крепости вещи своего мужа. А уже 2 февраля в Подгорное были отправлены дворовые люди с поклажей. 3 марта отправилась туда и Н. М. Рылеева с дочерью. В Подгорное Н. М. Рылеева привезла уцелевшую часть архива мужа, немало книг и журналов из его библиотеки. У вдовы поэта также хранились «острогожские» рукописи Рылеева, затем у дочери (в настоящее время находятся в Пушкинском Доме).
С 1829 по 1832 гг. вдова поэта жила в Петербурге ради образования дочери. В 1833 г. она вновь, и на этот раз надолго, уезжает в Подгорное. В октябре 1833 г. Н. М. Рылеева вновь вышла замуж за острогожского помещика, поручика в отставке Г. И. Куколевского, переселившись в его имение Судьевку, верстах в 12 от Подгорного. Умерла Н. М. Рылеева-Куколевская 31 августа 1853 г.
Дочь Рылеева, Анастасия Кондратьевна (23.05.1823, с. Подгорное Острогожского уезда Воронежской губернии - 26.05.1890, с. Кошелевка Тульской губ.) окончила Патриотический институт в Петербурге. 31 августа 1842 г. вышла замуж за Ивана Александровича Пущина. У А. К. и И. А. Пущиных были дети: три дочери - Анна, Наталья (в замужестве Денисьева), Софья (в замужестве Оргасова) и сын - Николай Иванович Пущин. Анастасия Кондратьевна выступила издательницей отцовских произведений: «Сочинения и переписка К. Рылеева» (СПб., 1872, 1874).
«Притягательная сила» ощущалась современниками в поэзии Рылеева. Ещё большую значимость приобрела она после казни автора. Несмотря на все запреты, - писал А. И. Герцен, - «произведения Рылеева можно было найти в руках молодых людей в самых отдалённых областях империи. Не было ни одной благовоспитанной барышни, которая не знала бы их наизусть, ни одного офицера, который не носил бы их в своей сумке, ни одного поповского сына, который не снял бы с них дюжину копий».
Воронежская губерния не являлась исключением. Некоторые из когда-то многочисленных списков сохранились до нашего времени. В Воронежском Доме-музее И. С. Никитина хранится обширный рукописный сборник, в котором содержатся копии дум Рылеева, относящиеся к 1823 г. («Олег Вещий», «Наталя Долгорукая», «Рогнеда», «Иван Сусанин»). Воронежский областной архив располагает редкими списками рылеевских произведений, сделанных в 1828 г., когда имя «государственного преступника» Рылеева находилось под строжайшим запретом.
М. Де-Пуле, воронежский публицист и общественный деятель, констатировал: «В конце 30-х и в начале 40-х гг. вдова и дочь Рылеева жили ещё в Острогожском уезде, и поэтому память о Рылееве едва ли где была так свежа как здесь: мы сами в наши гимназические годы немало встречали лиц, лично его знавших…». (Русский архив. 1877. Кн. II. C. 438).
Поэт И. С. Никитин с благоговением относился к Рылееву. Он переписывал в особую тетрадь почти все произведения поэта-декабриста.
В 1863 г. бывший острогожский предводитель дворянства Е. А. Фирсов передал в дар чертковской библиотеке в Москве ценное собрание автографов Рылеева, которые были частично опубликованы в 1872 г. В. И. Бартеневым в сборнике «ХIХ век», а также ценные воспоминания о Рылееве декабриста Е. П. Оболенского. В Воронеже эти материалы были известны ещё в 1860-е гг., в варианте более подробном, чем в сборнике. Тексты находились у тогдашнего воронежского губернатора Д. Н. Толстого, в конце ХIХ - начале ХХ в. они были переданы в Воронежский губернский музей, а впоследствии опубликованы воронежским литературоведом А. М. Путинцевым. («Всемирный вестник». 1905. Кн.VII).
В 1937 г. одна из улиц г. Воронежа стала носить имя Рылеева, в 1950-е годы именем Рылеева названа одна из улиц г. Острогожска.

Рылеев К. Ф. Полное собрание сочинений. / К. Ф. Рылеев; ред., вступ. ст. и коммент. А. Цейтлин. - М.-Л. : Academia, 1934. - 908 с., л. ил: порт. - Библиогр. : С. 852-867. - Указ. : 873-896.
. Рылеев К. Ф. Стихотворения. / ред., подгот. текста, примеч. А. Г. Цейтлина. - Л. : Советский писатель, 1956. - 415 с. - (Библиотека поэта. Малая серия. 3-е изд / осн. М. Горьким).
. Рылеев К. Ф. Полное собрание стихотворения / К. Ф. Рылеев; вступ. ст. В. Г. Базанова и А. В. Архиповой. - Л. : Советский писатель, 1971. - 480 с. - (Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд.).
. Рылеев К. Ф. Думы / К. Ф. Рылеев; изд. подгот. Л. Г. Фризман. - М. : Наука, 1975. - 254 с., л. ил. - (Литературные памятники).

Дело К. Ф. Рылеева // Восстание декабристов: материалы. Т. 1 / под ред. А. А. Покровского. - М.-Л., 1925. - С. 156.
. Литературное наследство. Т. 59: декабристы-литераторы: [в 2 кн]. Кн. 1 / АН СССР; гл. ред. А. М. Еголин. - М. : Изд-во АН СССР, 1954. - 805 с. - Из содерж.: Воспоминания о Рылееве его сослуживца по полку А. И. Косовского (1814-1818) / публ. А. Г. Цейтлина. - С. 237-250 ; Рассказы о Рылееве рассыльного «Полярной звезды» / публ. Ю. Г. Оксмана. - С. 251-256.
. Герцен А. И. О развитии революционных идей в России // Собрание сочинений в 30-ти т. Т. VII / А. И. Герцен. - М., 1956. - С. 198.
. Удодов Б. Т. К. Ф. Рылеев в Воронежском крае / Б. Т. Удодов. - Воронеж: Изд.-во ВГУ, 1971. - 94 с.
. Афанасьев В. В. Рылеев: Жизнеописание / В. В. Афанасьев. - М. : Мол. гвардия, 1982. - 320 с. - (Жизнь замечательных людей; Вып. 6).
. Антюхин Г. В. «Погибну я за край родной» // Литературное былое: кн. очерков о лит. прошлом и памят. местах Воронеж. края / Г. В. Антюхин. - Воронеж, 1987. - С. 24-29.
. Декабристы в воспоминания современников / сост., ред., вступ. ст. и коммент В. А. Фёдорова. - М. : Изд-во МГУ, 1988. - 508 с. - Из содерж.: Кропотов Д. А. Несколько сведений о Рылееве. - С. 74-78 ; Из воспоминаний о К. Ф. Рылееве его сослуживца по полку А. И. Косовского (1814-1818 гг.). - С. 79-86 ; Из воспоминаний профессора А. В. Никитенко о К. Ф. Рылееве. - С. 86-87 ; Рассказы о Рылееве рассыльного «Полярной звезды» (записи М. И. Семёвского в 1869 г.). - С. 87-89.
. Воронежская историко-культурная энциклопедия / гл. ред. О. Г. Ласунский. - Изд. 2-е, доп, испр. - Воронеж, 2009. - С. 463.
. Котляревский Н. А. Декабристы / Н. А. Котляревский. - СПб. : Летний сад, 2009. - 479 с. - Из содерж.: Рылеев. - С. 319-463.