Линейные крейсера типа "конго". Линейные крейсера типа "конго" Возможно вам будет интересно
Японский линкор "Kongo" - головной корабль своего типа. Модель корабля собиралась мною осенью 2010 года.
Об историческом прототипе
Строительство и классификация.
Линкор строился на верфи "Викерса" в Барроу (Англия). Название получил в честь горы в центральной части о. Хонсю. Сдан японскому флоту 16 августа 1913 года как линейный крейсер и 5 ноября 1913 года прибыл в Йокосуку. С 30 мая 1931 года - линкор. С 8 января 1937 года - после второй модернизации классифицируется как быстроходный линкор.
Деятельность и модернизации.
До начала войны и во время нее корабль многократно модернизировался.
В ходе войны принимал активное участие в боевых действиях на всем тихоокеанском театре, многократно открывая огонь по целям всеми имеющимися средствами.
Ремонты и модернизации линкор проходил на верфях флота в Куре, Сасебо и Йокосуке.
Перед сборкой
Имеем:
А) модель линкора "Kongo" в комплекте с небольшим набором фототравления ;
Б) набор лееров от Fujimi для линкора "Kongo" (1944);
В) черные нейлоновые нитки;
Г) краски Revell и Tamiya ;
Д) вспомогательные средства.
Рабочая литература.
А) Рубанов О.А. Линейные крейсера Японии.
Б) Иллюстрированная энциклопедия "Линкоры Второй Мировой".
В) Википедия.
Сборка
Использовавшаяся краска и места ее применения.
1) Revell эмаль №8 - верхние части грот-мачты и дымовых труб;
2) Revell эмаль №37 - полетная
палуба;
3) Revell эмаль №90 - всё остекление;
4) Revell эмаль №94 - винты;
5) Revell эмаль №314 - тенты катеров, внутренняя часть шлюпок, основания орудий в казематах и основания орудий ГК;
6) Revell эмаль №331 - зона от ватерлинии и ниже;
7) Revell эмаль №363 - гидросамолеты E13A1 и F1M2 ;
8) Tamiya акрил XF-56 - 25-мм автоматы, рельсы, якорные цепи, якоря и радары;
9) Tamiya акрил XF-77 - всё, что серое;
10) Tamiya акрил XF-78 - палуба.
Корабль.
Особых проблем при сборке не было.
Корпус корабля собирается по шпангоутной системе.
Весь корабль окрашивал преимущественно аэрографом Tamiya с небольшим объемом работы кистью. Цвет пластика почти совпадал с цветом краски. Различать не окрашенные места с окрашенными было достаточно сложно. Различие лишь в том, что пластик давал небольшой отблеск, а краска сугубо матовая.
В основания барбетов башен ГК вставляются полиэтиленовые втулки, внутрь которых в свою очередь вставляются башни ГК. Сами башни ГК имеют внутри перекладину, за которую цепляются захватами орудия ГК. Башни и орудия ГК остаются подвижными. Все орудия ГК поднимаются и опускаются независимо друг от друга.
Вспомогательная артиллерия и катапульты у некоторых производителей моделей тоже снабжаются втулками, но здесь этого нет. Они зафиксированы.
Специальных отверстий в палубах для одноствольных 25-мм автоматов почему-то не было. Они установлены просто в нужных зонах.
Уже во время сборки замечено отсутствие отверстий в палубе для боковых стоек (детали D3 и D4) кормовой надстройки п. 36 ч. 2. Судя по чертежу, выемки с обратной стороны палубы для этого есть п. 9 (деталь В2), но отверстия на том месте сверлить не надо, хотя в п. 36 эти два не просверленных отверстия есть. С кораблем идет листок с замеченными ошибками в инструкции, но данной ошибки там не было. Стойки установил по факту, срезав палубные захваты.
Доработки
Леера.
Они были предназначены для такого же корабля и этого же периода, но другого производителя. На мое счастье они отлично подошли.
Стойки на башнях ГК №№ 2, 3 и 4.
Для башни ГК №2 стойку взял от фототравления Eduard для "Bismarck" от Tamiya.
Для башен ГК №3 и №4 стойки изготовил из пластиковых лееров
Строго говоря, на этом месте должна была быть статья, посвященная британскому линейному крейсеру «Тайгер», но в связи с тем, что на его создание оказал большое влияние строившийся на верфи Виккерса «Конго», то имеет смысл уделить ему отдельную статью.
Японских линейных крейсеров берет свое начало в битве при Ялу, в ходе которой быстроходное крыло крейсеров сыграло значительную, если не сказать – решающую роль. Однако по результатам анализа этого сражения японцы пришли к выводу, что их малые бронепалубные крейсера не слишком-то отвечают задачам эскадренного сражения с броненосцами, и что для этого им нужны совершенно другие корабли. Вне всякого сомнения, новые крейсера должны были стать быстроходными, вооружаться скорострельной артиллерией по 8 дюймов включительно, но при этом их также следовало защитить броней, способной противостоять снарядам того же калибра. В результате этого решения японский флот получил шесть весьма мощных броненосных крейсеров, а затем, накануне войны с Россией, смог по самой сходной цене прикупить еще и два итальянских корабля, получивших в Объединенном флоте наименования «Ниссин» и «Касуга».
Как известно, морская мощь Российской империи в войне 1904-1905 гг. была сокрушена. Японцы остались весьма довольны действиями своих броненосных крейсеров, и все их последующие кораблестроительные программы в обязательном порядке предусматривали наличие подобных кораблей в составе флота.
Честно говоря, данное решение японцев является, по меньшей мере, спорным. Ведь если вдуматься, то чего уж такого добились их броненосные крейсера? Вне всякого сомнения, комендорам «Асамы», пребывающим под защитой весьма неплохой брони, было несложно расстрелять бронепалубный крейсер «Варяг», даже в том случае, если бы русские артиллеристы смогли бы вбить в броненосный крейсер японцев несколько своих снарядов.
Но «Варяг» в любом случае был обречен, вне зависимости от того, была у Чемульпо «Асама» или нет – превосходство в численности у японцев было колоссальным. В бою 27 января броненосные крейсера Японии себя ничем не проявили. В сражении в Желтом море участвовало четыре броненосных крейсера японцев, но как? «Ниссин» и «Касуга» были поставлены в одну колонну с броненосцами, то есть японцы сознательно отказались от выгод, которые давало им использование броненосных крейсеров как быстроходного крыла. Вместо этого «Ниссин» и «Кассуга» вынуждены были изображать классические броненосцы, но они были слишком плохо бронированы и вооружены для этой роли. И только плохая стрельба русских комендоров спасла эти крейсера от тяжелых повреждений.
Что же до двух других броненосных крейсеров, то они также не снискали никаких лавров – «быстроходная» «Асама» так и не смогла присоединиться к броненосцам Того и в сражении главных сил участия не приняла, а «Якумо» это все же удалось, но лишь во второй половине боя. Сколько-то серьезных достижений за ним не числится, а единственный попавший в него 305-мм русский снаряд причинил «Якумо» существенные повреждения, чем подтвердил опасность использования крейсеров данного типа в бою против полноценных эскадренных броненосцев. В Цусиме «Ниссин» и «Кассуга» опять вынуждены были изображать из себя «линейные корабли», а отряд Камимуры, хотя и имел определенную самостоятельность, также не выступил в роли «быстроходного крыла», а действовал просто как еще один отряд броненосцев. Что же до боя в Корейском проливе, то здесь японцев постигло настоящее фиаско – после того, как удачное попадание выбило «Рюрик» из строя, четыре броненосных крейсера Камимуры, имея перед собой вдвое уступающего по численности противника («Громобой» и «Россия»), в ходе многочасового боя не смогли ни уничтожить, ни даже подбить хотя бы один из этих кораблей, и это при том, что противостоявшие им русские броненосные крейсера никогда не предполагалось использовать в эскадренном сражении.
Вне всякого сомнения, любой броненосный крейсер японцев стоил ощутимо дешевле полноценного броненосца в 15 000 тонн, и можно предположить, что два броненосца типа «Асахи» или «Микаса» стоили примерно, как три броненосных крейсера. Однако не приходится сомневаться также и в том, что будь у японцев в начале войны 4 броненосца вместо 6 броненосных крейсеров, то их флот смог бы добиться большего успеха. В общем, по мнению автора настоящей статьи, броненосные крейсера Объединенного флота как класс боевых кораблей совершенно себя не оправдали, но у японцев, очевидно, было иное мнение по этому вопросу.
Тем не менее, кое-какие выводы японские адмиралы сделали, а именно – они поняли абсолютную недостаточность 203-мм пушек для эскадренного сражения. Все броненосцы и броненосные крейсера Того и Камимуры были построены за границей, а после русско-японской войны в состав Объединенного флота вошли еще два броненосца, построенных в Англии: «Касима» и «Катори» (оба были заложены в 1904 г). Однако впоследствии Япония прекратила данную практику, и приступила к строительству тяжелых боевых кораблей на собственных верфях. И первые же японские броненосные крейсера собственной постройки (тип «Цукуба») получили на вооружение 305-мм артсистемы – такие же, как у броненосцев. И корабли типа «Цукуба», и последовавшие за ними «Ибуки» и «Курама» представляли собой корабли с главным калибром, как у броненосцев, при этом более высокая скорость хода (21,5 уз против 18,25 уз) достигалась за счет ослабления среднего калибра (с 254-мм до 203 мм) и бронирования (с 229 мм до 178 мм). Таким образом, японцы первыми в мире пришли к осознанию необходимости вооружать большие крейсера тем же главным калибром, как и линкор, и их «Цукубы» и «Ибуки» рядом с «Касимами» и «Сацумой» смотрелись весьма органично.
Но затем англичане потрясли мир своим «Инвинсиблом» и японцы задумались над ответом – они хотели иметь корабль, ни в чем не уступающий английскому. Все бы ничего, но в Японии не знали точных тактико-технических характеристик «Инвинсибла», а потому был создан проект броненосного крейсера водоизмещением 18 650 т с вооружением из 4 305-мм, 8 254-мм, 10 120-мм и 8 малокалиберных пушек, а также 5 торпедных аппаратов. Бронирование оставалось на прежнем уровне (178 мм бронепояс и 50 мм палуба), но скорость должна была составить 25 узлов, для чего мощность энергетической установки следовало довести до 44 000 л.с.
Японцы были уже готовы заложить новый броненосный крейсер, но в это время, наконец, появились достоверные данные о главном калибре «Инвинсиблов». Адмиралы Микадо схватились за голову – спроектированный корабль явно устарел еще до закладки, и конструкторы немедленно приступили к работе. Водоизмещение броненосного крейсера увеличилось на 100 т, мощность энергетической установки и бронирование остались теми же, но корабль получил на вооружение десять 305-мм/50 орудий, столько же шестидюймовок, четыре 120-мм пушки и пять торпедных аппаратов. Видимо, японцы как следует «поколдовали» над обводами корабля, потому что при той же мощности теперь рассчитывали получить 25,5 узлов максимальной скорости.
Японцы составили несколько проектов нового корабля – в первом из них артиллерия главного калибра располагалась подобно германскому «Мольтке», в последующих же пять башен размещались в диаметральной плоскости, по две в оконечностях и одна – в середине корпуса. В 1909 г проект первого линейного крейсера Японии был закончен и утвержден, все необходимые чертежи и спецификации для начала его строительства были разработаны, а средства для строительства – выделены бюджетом. Но в этот самый момент из Англии пришли сообщения о закладке линейного крейсера «Лайон»… И полностью готовый проект устарел повторно.
Японцы поняли, что прогресс в создании морских вооружений пока еще слишком быстр для них, и что, пытаясь повторить проекты Англии, им не удается создать современный корабль – пока они воспроизводят то, что построила Великобритания (пусть даже и с некоторыми улучшениями), английские инженеры создают что-то совершенно новое. Поэтому при разработке следующего проекта японцы широко воспользовались английской помощью.
Фирма «Виккерс» предложила создать линейный крейсер по усовершенствованному проекту «Лайон», «Армстронг» - совершенно новый проект, но после определенных колебаний японцы склонились к предложению «Виккерс». Контракт был подписан 17 октября 1912 г. При этом японцы, разумеется, рассчитывали не просто на помощь в проектировании, но на получение новейших английских технологий производства энергетических установок, артиллерии и прочего корабельного оборудования.
Теперь линейный крейсер для Объединенного флота создавался как улучшенный «Лайон», и его водоизмещение быстро «доросло» до 27 000 т., и это, конечно, исключало возможность строительства этого корабля на японских верфях. Что же до калибра орудий, то после длительных дискуссий о пользе увеличения калибра, японцы все еще были уверены в том, что наилучшим выбором для их корабля будут 305-мм/50 пушки. Тогда британцы устроили «слив» информации - японский военно-морскому атташе попали совершенно секретные данные сравнительных испытаний, в ходе которых выяснилось, что 343-мм артсистемы, устанавливающиеся на новейшие британские линейные крейсера, по скорострельности и живучести значительно превосходят 305-мм/50 пушки англичан.
Ознакомившись с результатами испытаний, японцы кардинально поменяли свой подход к главному калибру будущего корабля – теперь их не устраивали даже 343-мм пушки, и они пожелали 356-мм артсистему. Разумеется, к вящей радости «Виккерса», которому было поручено разработать новое 356-мм орудие для японского линейного крейсера.
Артиллерия
Надо сказать, что главный калибр линейных крейсеров типа «Конго» не менее загадочен, чем 343-мм пушки англичан. Как мы уже говорили ранее, артиллерия «Лайона» и дредноутов типа «Орион» получила 567 кг снаряды, последующие британские корабли с 13,5-дюймовыми пушками получили более тяжелые боеприпасы массой 635 кг. По поводу начальной скорости точных данных нет – по мнению автора, наиболее реалистичны цифры В.Б. Муженикова, дающего 788 и 760 м/сек для «легкого» и «тяжелого» снарядов соответственно.
А вот что известно о 356-мм/45 пушке японского флота? Очевидно, что она создавалась на основе британской артсистемы, при этом ее конструкция (проволочная) повторяла конструкцию тяжелых британских пушек. Но вот о снарядах для них практически ничего не известно: мы знаем лишь то, что англичане, вне всякого сомнения, поставили Японии некоторое количество бронебойных и фугасных 356-мм снарядов, однако впоследствии японцы освоили их производство на отечественных предприятиях.
Какая-то ясность имеется лишь с послевоенными боеприпасами – японский бронебойный снаряд Type 91 имел массу 673,5 кг и начальную скорость 770-775 м/сек. С фугасным уже сложнее – предполагается, что Type 0 имел 625 кг при начальной скорости 805 м/сек., но в некоторых публикациях указывается, что его масса была выше и составляла 652 кг. Однако, хотелось бы отметить, что на фоне 673,5 кг и 775 м/сек бронебойного снаряда, 625 кг и 805 м/сек фугасного выглядят вполне органично, а вот 852 кг и 805 м/сек – нет, что заставляет нас заподозрить банальную опечатку (вместо 625 кг – 652 кг).
Таким образом, мы можем предположить, что изначально 356-мм/45 орудия линейных крейсеров типа «Конго» получили равный по массе 343-мм британскому 635 кг снаряд, который это орудие отправляло в полет с начальной скоростью примерно 790-800 м/сек или около того. Кстати, подобные характеристики очень хорошо «перекликаются» и с американскими 356-мм/45 орудиями, установленными на линкоры типов «Нью-Йорк», «Невада» и «Пенсильвания» - те стреляли 635 кг снарядом с начальной скоростью 792 м/сек. К сожалению, данные о наполнении ВВ снарядов, поставленных Англией, отсутствуют, но можно предположить, что содержание взрывчатых веществ не превосходило таковое у аналогичных 343-мм снарядов англичан, то есть 20,2 кг для бронебойного и 80,1 кг для фугасного, но это только догадки.
Вне всякого сомнения, японцы получили отличное орудие, которое по своим баллистическим качествам не уступало американскому, при этом несколько превосходило 343-мм пушки англичан, а кроме того, располагало большим ресурсом – если британские орудия были рассчитаны на 200 выстрелов 635 кг снарядами, то японские – на 250-280 выстрелов. Пожалуй, единственно, что им можно поставить в упрек, так это британские бронебойные снаряды, которые оказались весьма некачественными (что показало Ютландское сражение), но впоследствии японцы устранили этот недостаток.
Надо сказать, что японцы заказали англичанам 356-мм орудия «Конго» еще до того, как узнали о переходе флота США на 14-дюймовый калибр. Поэтому известие о 356-мм калибре на «Нью-Йорке» было воспринято японскими адмиралами с удовлетворением – наконец-то им удалось верно предугадать направление развития тяжелых артиллерийских кораблей, Объединенный флот не стал аутсайдером.
Кроме превосходства самих артсистем, «Конго» получил преимущество в расположении артиллерии. Как известно, третья башня линейных крейсеров типа «Лайон» располагалась между котельными отделениями, то есть между дымовых труб, что ограничивало углы ее обстрела. В то же время третья башня «Конго» была размещена между машинными и котельными отделениями, что позволило разместить все три трубы линейного крейсера на пространстве между второй и третьей башнями, отчего «ретирадный» огонь корабля ничем не уступал «погонному». В то же время разнесение третьей и четвертой башен не позволяло вывести их обеих одним попаданием, чего опасались немцы и как это фактически произошло с «Зейдлицем» в бою у Доггер-Банки. Вероятно, все же расположение башни между машинными и котельными отделениями имело свои недостатки (да хотя бы необходимость тянуть паропроводы рядом с артиллерийскими погребами), но ведь и на «Лайоне» было то же самое, так что в целом, конечно, расположение главного калибра «Конго» было заметно прогрессивнее принятого на британских линейных крейсерах. Дальность стрельбы 356-мм пушек для японского флота, по всей видимости, также превосходила британские корабли – здесь возможна путаница, поскольку башни линейных крейсеров типа «Конго» неоднократно модернизировались, но предположительно, их максимальный угол вертикального наведения уже при создании достигал 25 град.
Что до средней артиллерии «Конго», то и здесь есть свои странности. В самих артсистемах никакой загадки нет – первый линейный крейсер Японии получил на вооружение 16 152-мм/50 пушек, разработанных все тем же «Виккерсом». Данные орудия были вполне на уровне, лучших мировых аналогов, отправляя в полет 45,36 кг снаряды с начальной скоростью 850-855 м/сек.
Обычно источники указывают на то, что японцы не одобрили идей Фишера о минимальном противоминном калибре, поскольку очень хорошо знали по опыту русско-японской войны, что для надежного поражения атакующих миноносцев нужны более тяжелые орудия, нежели 76-102 мм артсистемы, устанавливавшиеся на британских линкорах и линейных крейсерах. Но в эту, вроде бы совершенно логичную точку зрения, категорически не укладывается наличие на линейных крейсерах Японии второго противоминного калибра – шестнадцати 76-мм/40 установок, расположенных частично на крышах башен главного калибра, а частично – в средней части корабля. Все это позволяет заподозрить японцев в чисто немецком подходе, ведь в Германии не видели ни одной причины, по которой концепция «только большие пушки» должна исключить наличие среднего калибра. В результате германские дредноуты и линейные крейсера вооружались как средним (15-см), так и противоминным (8,8-см) калибрами, и нечто схожее мы видим на линейных крейсерах типа «Конго».
Торпедное вооружение японских кораблей также получило усиление – вместо двух 533-мм торпедных аппаратов «Лайона», «Конго» получили восемь.
Бронирование
К сожалению, сведения о первоначальном бронировании линейных крейсеров типа «Конго» весьма противоречивы. Пожалуй, единственным элементом защиты корабля, по которому источники пришли к единому мнению, является его главный бронепояс. Японцам совершенно не пришлась по нраву британская «мозаичная» система защиты, при которой машинные и котельные отделения линейных крейсеров типа «Лайон» защищались 229-мм, но районы артиллерийских погребов носовых и кормовой башен – всего лишь 102-152-мм броней. Поэтому японцы пошли иным путем – они уменьшили толщину цитадели до 203 мм, но при этом она защищала борт, включая районы башен главного калибра. Точнее, бронепояс немного не доходил до обращенного в корму края барбета четвертой башни, но от него шел наклонный (от края бронепояса через корпус к барбету) траверз толщиной 152-203 мм. В носовой части цитадель закрывал траверз такой же толщины, но расположенный перпендикулярно борту.
Итак, уступая 229 мм защите «Лайона» по толщине, главный бронепояс «Конго» имел большую длину, а также и высоту, которая составляла 3,8 м против 3,5 м у «Лайона». При нормальном водоизмещении 203-мм бронеплиты «Конго» погружались в воду примерно наполовину, что также выгодно отличало защиту японского корабля от его английских «предшественников» (229 мм бронепояс «Лайона» углублялся на 0,91 м). При этом ниже 203 мм бронепояса по всей длине от носовой до кормовой башен включительно, подводную часть корпуса защищала еще и узкая (65 см высоты) полоса 76 мм брони.
Вне цитадели борт защищала 76 мм броня, имевшая в нос ту же высоту, что и 203-мм бронепояс, а вот в корму высота 76-м бронеплит была существенно меньше. Оконечности «Конго» были бронированы почти на всем протяжении, защита лишь немного не доходила до форштевня и ахтерштевня. Выше главного бронепояса борт защищался 152 мм броней вплоть до верхней палубы, включая и расположенные в корпусе корабля казематы 152-мм орудий.
Горизонтальная защита «Конго» служит предметом многочисленных споров, и, увы, достоверно о ней ничего не известно. О.А. Рубанов в своей монографии, посвященной линейным крейсерам типа «Конго», пишет:
«Так, например, "Jane"s", "Brassey" и "Watts" указывают толщину главной палубы в 2,75 дм (60 мм), а "Вгеуег" говорит о 2 дм (51 мм). Сейчас, основываясь на сравнении "Конго" с "Лайоном" и "Тайгером", многие зарубежные специалисты считают, что вышеприведенные данные наиболее вероятны.»
Хотелось бы сразу отметить опечатку – 2,75 дюйма составляют примерно 69,9 мм, но крайне сомнительно, чтобы бронепалуба имела подобную, или сходную толщину. Просто нужно помнить, что «Лайон» имел несколько палуб, некоторые из которых (главная палуба, палуба полубака) имели увеличенную толщину. Так, например, толщина броневой палубы «Лайона» и в горизонтальной части, и на скосах составляла 25,4 мм (то есть – один дюйм), но при этом верхняя палуба в пределах цитадели была утолщена также до 25,4 мм, так что теоретически есть основания заявлять о 50 мм вертикальной защите «Лайона». А на протяжении небольшого участка палуба полубака в районе дымоходов имела 38 мм толщины – и это опять же можно «засчитать» дополнительно к ранее исчисленным 50 мм. Но даже не прибегая к подобного рода подтасовкам, легко вспомнить, что в носу и корме, вне пределов цитадели, бронепалубы «Лайона» достигали 64,5 мм толщины.
Иными словами, мы видим, что бронирование «Лайона» совершенно невозможно охарактеризовать, назвав одну какую-то толщину, потому что не будет ясно, что туда входит. Вполне возможно, например, что бронепалуба «Конго» действительно достигала 70 мм – вне пределов цитадели, там, где «Лайон» имел 64,5 мм броню, но что это нам может сказать о горизонтальной защите «Конго» в целом? Ничего.
Все же автор склоняется к мысли, что в пределах цитадели «Конго» был защищен 50 мм броней, поскольку эта толщина вполне соответствует защите, которую японцы предусматривали в предварительных проектах линейных крейсеров. Кроме того, Объединенный флот предполагал, что его будущие сражения будут проходить на больших дистанциях и было бы разумно, если его требования к горизонтальному бронированию превосходили таковые у англичан. В то же время 50 мм бронепалуба не выглядит чрезмерно тяжелой для линейного крейсера габаритов «Конго». Но, конечно, нельзя исключать и того, что линейный крейсер, как и его английские «коллеги», имел 25 мм броневую палубу и 25 мм верхнюю палубу.
О защите башен, увы, также нет полных данных, указывается, что башни и барбеты защищала 229 мм броня (хотя ряд источников указывает 254-мм), но очевидно, что барбеты могли иметь такую защиту только над верхней палубой – ниже, напротив бортов, защищенных сначала 152 мм, а затем, возможно, 203 мм броней (к сожалению, совершенно неизвестно на какой высоте от ватерлинии находилась бронепалуба) барбеты, очевидно, должны были бы иметь меньшую толщину.
Энергетическая установка
Номинальная мощность машин «Конго», состоявших из 4 турбин Парсонса и 36 котлов Ярроу, составляла 64 000 л.с., что было даже несколько меньше, чем у «Лайона» с его 70 000 л.с. При этом «Конго» был тяжелее, его нормальное водоизмещение составляло 27 500 т против 26 350 т британского линейного крейсера, но все же главный конструктор Д. Тэрстон полагал, что японский корабль достигнет 27,5 уз., то есть на пол узла выше контрактной скорости «Лайона». Максимальный запас топлива достигал 4 200 т угля и 1 000 т мазута, с этим запасом дальность хода «Конго» должна была составить 8 000 миль при скорости 14 узлов.
В целом же можно констатировать, что «Конго» стал линейным крейсером в традиционном британском стиле – мало брони и много скорости при самых больших пушках. Но при всем при этом он превосходил корабли типа «Лайон» и «Куин Мэри» - его артиллерия была более мощна, а защита – более рациональна. Соответственно, сложилась забавная ситуация - на британских верфях для азиатской державы строится более совершенный корабль, чем для флота Его Величества. Разумеется, это было неприемлемо, и четвертый линейный крейсер Великобритании, несущий 343-мм орудия, который изначально предполагалось строить копией «Куин Мэри», создавался по новому, усовершенствованному проекту.
Продолжение следует...
Ctrl Enter
Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Линейные крейсера типа «Конго» | |
---|---|
金剛型戦艦 | |
Линейный крейсер «Конго». 1925 год |
|
Проект | |
Страна | |
Операторы | |
Годы постройки | 1911-1915 |
Годы в строю | 1913-1945 |
Запланировано | 4 |
Построено | 4 |
Отправлено на слом | 1 |
Потери | 3 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | Стандартное: 31 720 т («Конго»), 32 350 т («Хиэй»), 31 980 т («Кирисима»), 32 156 т («Харуна»); полное 38200-38900 т |
Длина | 219,5/222,1 м |
Ширина | 29,3 м |
Осадка | 9,7 м |
Бронирование | Пояс - 203…76 мм; траверсы до 203 мм; палуба - 80…152 мм; башни - до 229 мм; барбеты - 229 мм; казематы - 152 мм |
Двигатели | 4 ТЗА Kampon |
Мощность | 136 000 л. с. |
Скорость хода | 30 узлов |
Дальность плавания | 8 000 морских миль на 14 узлах |
Экипаж | 1437 человек |
Вооружение | |
Артиллерия | 4 × 2 - 356-мм/45, 14 × 1 - 152/50 |
Зенитная артиллерия | 4 × 2 - 127-мм/40, 10 × 2 - 25-мм/60 |
Авиационная группа | 1 катапульта, 3 гидросамолёта |
Медиафайлы на Викискладе | |
История создания
К проектированию первых линейных крейсеров в Японии приступили в 1908 г. Все работы велись силами Морского технического департамента, а ориентиром для разработчиков служили официально объявленные характеристики первого британского линейного крейсера «Инвинсибл » (Invincible ). В соответствии с этим корабль должен был иметь водоизмещение 18650 тонн, скорость 25 узлов и главный калибр из четырёх 305-мм и восьми 254-мм орудий. После того как стали известны истинные характеристики британского корабля, проект был изменён. Теперь будущий «Конго» должен был иметь водоизмещение 18750 тонн, скорость 26,5 узлов и однородный главный калибр из десяти 305-мм орудий. Первый корабль серии предполагалось заложить в 1911 году. Тем временем британцы не останавливались на достигнутом и заложили линейный крейсер «Лайон » (Lion ) в сравнении с которым все проекты японцев выглядели очень слабыми.
В сложившейся ситуации японский флот обратился к британской фирме «Виккерс » с просьбой о разработке проекта при условии постройки головного корабля на британских верфях. Проект был разработан под руководством британского кораблестроителя Джорджа Тёрстона (Georges Thurston ), который создал проект близкий к новейшему британскому линейному крейсеру «Тайгер » (Tiger ). Вскоре после закладки головного «Конго» между Японией и «Виккерсом» был заключён контракт предусматривавший передачу основных технологий. В течение 1911-1912 годов на японских верфях было заложено ещё три корабля типа «Конго».
В результате этого, Япония получила линейные крейсера, считавшиеся даже более мощными, нежели новейшие британские, что вызвало небольшой скандал в английской прессе.
Конструкция
Несмотря на то, что защита корабля и модернизировалась с целью противостоять попаданиям 356-мм снарядов на дистанциях от 20 000 до 25 000 метров, следует признать, что такое бронирование оказалось явно недостаточным. Особенно это касалось вертикального бронирования, которое было слабейшим местом «Конго», поскольку подвергалось наименьшим переделкам с момента вступления корабля в строй.
В итоге японцы сделали весьма нелицеприятный для себя вывод: бронирование «Конго» может быть пробитым снарядами американских линкоров практически с любой дистанции.
Представители
Название | Место постройки | Закладка | Спуск на воду | Вступление в строй | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
«Конго » | 17 января | 18 мая | август | Потоплен 21 ноября подводной лодкой USS Sealion (SS-315) (англ.) русск. | |
«Хиэй » | 4 ноября | 21 ноября | август | Погиб в боях за Гуадалканал . | |
«Кирисима » | 17 марта | 1 декабря | август | Затонул 15 ноября 1942 года из-за многочисленных попаданий снарядов. | |
«Харуна » | 16 марта | 14 декабря | апрель | В июле 1945 года был потоплен американской авиацией. |
Служба
После вступления в строй входил в состав Второго флота. В 1929-1931 годах прошёл первую модернизацию, в ходе которой было усилено горизонтальное бронирование, улучшено вооружение и установлены новые котлы. Корабль стал официально именоваться линкором . В 1936-37 годах прошёл вторую модернизацию, включавшую замену силовой установки и оснащение 127-мм зенитными орудиями. В 1939-1940 годах принимал участие в войне с Китаем .
Согласно ограничениям Вашингтонского морского соглашения в 1929 г. преобразован в учебный артиллерийский корабль (снятие части котлов, брони, вооружения), но с сохранением возможности возвращения в строй, которая была использована в 1937 г. Погиб в боях за Гуадалканал .
После вступления в строй входил в состав Второго флота. В 1927-30 и 1935-36 годах прошёл две модернизации аналогичные «Конго». Входил в состав Ударного авианосного соединения при нападении на Пёрл-Харбор . В январе-феврале 1942 года входил в состав прикрытия авианосцев в ходе операций в южных морях. В марте-апреле 1942 года участвовал в рейде в Индийский океан . С августа 1942 года действовал в районе Гуадалканала. В ночном бою 13 ноября 1942 года повредил американские тяжёлые крейсера «Портленд » (Portland ) и «Сан-Франциско » (San Francisco ), но сам почти не пострадал. В ночь на 14 ноября 1942 года, в ходе очередного рейда к Гвадалканалу, «Кирисима», бывший флагманом японского (силы прикрытия конвоя, доставлявшего к месту высадки крупные сухопутные соединения японцев) соединения вступил в артиллерийскую дуэль с американскими линкорами «Южная Дакота » (South Dakota ) и «Вашингтон», перегородив огромным корпусом узкий пролив, таким образом сосредоточив на себе основной огонь. «Кирисима» нанёс «Южной Дакоте» повреждения (попадание 1 снаряда, пронизал обе стороны комингса люка и сдетонировал при ударе о барбет. Пробоина в верхней палубе 0,914×3,048 м. Повреждены кожухи центрального и правого 16-дюймовых орудий башни ГК № 3. Уничтожены водо- и газоотражающие ограждения на 30 футах вокруг барбета. Главная бронепалуба отразила все осколки. Правая катапульта и несколько 20-мм автоматов повреждены), но сам был тяжело повреждён огнём линкора «Вашингтон» (Washington ), подошедшего незамеченным на близкую дистанцию (3 мили). В «Кирисима» попало 9 406-мм и около 40 127-мм снарядов, корабль потерял управление, были разрушены две башни главного калибра, начались сильные пожары. Утром 15 ноября 1942 года командир приказал оставить корабль, который затонул в 5 милях от острова Оценка проекта «Конго» не может быть отделена от оценки линейных крейсеров как класса, так как эти корабли были построены в рамках классической концепции адмирала Фишера . Согласно идеям Фишера, линейные крейсера должны были выполнять функции вооружённой разведки, поддерживать лёгкие корабли и выступать в роли авангарда главных сил флота . Вплоть до 1916 года японские адмиралы могли с гордостью взирать на свои линейные крейсера, считавшиеся лучшими в мире. Результаты Ютландского боя , где линейные крейсера использовались в полном противоречии с данной концепцией и понесли тяжёлые потери, поставили крест на дальнейшем развитии класса. Немногие оставшиеся линейные крейсера подвергались многочисленным модернизациям, направленным прежде всего на устранение их главного недостатка - слабого бронирования. Не избежали этого и корабли типа «Конго». Двукратная модернизация повысила их боевые качества, но вертикальное бронирование оставалось слишком слабым, чтобы дать серьёзные шансы в бою с линкорами, что и подтвердилось в единственном столкновении кораблей этого типа с линейными кораблями американского флота, когда «Кирисима» был потоплен огнём линкора «Вашингтон ».
Японское командование вполне сознавало слабость своих линейных крейсеров и использовало их в качестве расходного материала. Фактически именно линейные крейсера вплоть до 1944 года были единственной действительно активной частью линейных сил императорского флота. Следует признать, что до появления на Тихом океане современных американских линкоров они вполне справлялись со своими задачами, главной из которых являлось прикрытие быстроходных авианосцев. Гибель «Хиэй» объяснялась крайне неблагоприятной тактической обстановкой, но не недостатками самого корабля. Тем не менее, на втором этапе войны японское командование предпочитало держать уцелевшие линейные крейсера подальше от возможного столкновения с американскими линкорами и проявили они себя не слишком ярко, так же, как гораздо более сильные линкоры японского императорского флота.
Можно заключить, что явные недостатки типа «Конго» привели к парадоксальной ситуации. Самые слабые capital ships
Проект Корабли (4) (16) (1) (1)
Уже при постройке линкоров типа Кавачи стало ясно, что такие корабли не смогут стать основой флота на ближайшие 15-20 лет. Требовалось радикальное решение. Неудивительно, что не имевшим должного кораблестроительного опыта японцам пришлось в очередной раз обратиться к своим главным друзьям и наставникам - англичанам. Поскольку доктрина японского флота предусматривала иметь равное количество линкоров и линейных крейсеров, следующая пара предполагалась именно в качестве наследников крейсеров Камимуры. Проект разрабатывался известнейшей фирмой "Виккерс" с учетом всех новейших технических решений, имевшихся в то время в британском флоте. В результате "Конго" - так назывался первый из четырех "горных вершин" - оказался к моменту вступления в строй более мощной боевой единицей, чем английский линейный крейсер "Лайон", на основе которого он и создавался. Подобное состояние дел вполне устраивало японских адмиралов, но вызвало небольшую бурю в британском парламенте, члены которого упорно не желали понять, почему иностранная держава, пусть даже и дружественная, должна иметь более качественные корабли, чем сама "владычица морей".
Главным "гвоздем" проекта стали орудия. Впервые в мире на борту дредноута установили 14-дюймовые пушки, дальность стрельбы которых ограничивалась лишь видимостью горизонта. Японцы быстро "приспособили" британский подарок, приняв его в качестве главного калибра для последующих своих линкоров. "Конго" оказался не только обладателем самых больших орудий, но и крупнейшим кораблем в мире.
Но Япония не желала все время пользоваться милостью своих покровителей, которые медленно, но неуклонно становились соперниками в борьбе за влияние на Дальнем Востоке. Поэтому лишь первый корабль серии - "Конго" - строился на верфях Виккерса. Второй линейный крейсер, заложили на стапеле арсенала в Йокосуке. Он строился хотя и по английским чертежам, но японскими инженерами.
Проект огромного крейсера-дредноута произвел сильное впечатление, и было принято решение о постройке еще двух кораблей того же типа. Но все стапели государственных верфей, готовые к постройке столь крупных судов, оказались занятыми, и японские военно-морские круги впервые доверили постройку главных сил флота частным фирмам "Кавасаки" и "Мицубиси".
И государственная верфь, и "частники" оправдали надежды: срок постройки столь больших единиц не превысил 3 лет - всего на 4-5 месяцев больше, чем на самых передовых в то время заводах Виккерса. Корабли вступили в строй в 1914-1915 годах. В это время в Европе бушевала мировая война, побуждавшая к жизни новые проекты. Спустя год при Ютланде станет ясно, что защита спроектированных в Англии линейных крейсеров явно недостаточна. Поэтому вряд ли кто мог предположить, что эти корабли задержатся в составе японского флота на целых тридцать лет, активно участвуя в боях второй мировой войны.
Конго1913 /1944"Конго" торпедирован американской подводной лодкой «Sealion» 21 ноябре 1944 года. Погибло 1250 человек.
Кирисима1913 /1942Спущенный в 1913 году как линейный крейсер в 1927-30 годах "Кирисима" прошел модернизацию и вместе с другими кораблями этого типа был переквалифицирован в линкоры. Дальнейшие переделки 1934-36 годов полностью изменили корму, добавили более 400 тонн брони и увеличили зенитное вооружение. В декабре 1941 года линкор входил в состав эскортных сил авианосного соединения, атаковавшего Перл-Харбор . После этого "Кирисима" прикрывал японскую высадку на Рабаул в Голландской Ост-Индии, потопив 1 марта 1942 года к югу от Явы американский эсминец «Эдсолл». Во время второго боя у Гуадалканала в ноябре 1942 года линкор пал жертвой точного огня американских линкоров Вашингтон и Южная Дакота , орудия которых наводились при помощи радара. Ночью на дистанции 7700 метров "Кирисима" получил девять 406-мм и около сорока 127-мм снарядов и затонул.
Хиеи1914 /1942"Хиеи" погиб в боях за Гуадалканал. В него попало 50 снарядов и одна бомба с бомбардировщика В-17, а также две торпеды, сброшенные с самолетов из авиагруппы авианосца Энтерпрайз .
Харуна1915 /1945В 1927-28 годах "Харуна" прошел полную модернизацию и был переклассифицирован в линейный корабль. Его передняя труба была снята, а вторая увеличена и надстроена. Были установлены шестнадцать новых котлов, були и дополнительное бронирование. Полное водоизмещение корабля возросло с 27800 тонн до 36600 тонн. В декабре 1941 года "Харуна" входил в состав сил дальнего прикрытия высадки японских войск в Малайе и на Филиппинах, а затем участвовал почти во всех главных битвах Тихоокеанской кампании. В июле 1945 года линкор был потоплен американской авиацией. В 1946 году он был поднят и разрезан на металл.
11 Kb
|
Киль "Конго" заложили 17 января 1911 года на стапеле верфи "Виккерса" в Барроу. В это время на верфи полным ходом шло строительство линейного крейсера "Принцесс Роял" второго корабля типа "Лайон", который спустили на воду через три месяца после закладки японского крейсера. 18 мая 1912 года "Конго" спустили на воду, и в течение нескольких месяцев он достраивался, стоя борт о борт с "Принцесс Роял".
Однако строительство японского крейсера шло даже быстрее, чем английского, и уже через десять месяцев после сдачи британского корабля флоту - - 16 августа 1913 года он был достроен и передан заказчику. Достройка "Конго" прошла без препятствий, отчасти потому, что японские морские офицеры принимали участие в достроечных работах на "Принцесс Роял".
Сразу после передачи японской стороне "Конго" перешел в Плимут, где его подготовили к длительному переходу в Японию. 28 августа 1913 года крейсер покинул Плимут и 5 ноября прибыл в Йокосуку, значительно усилив собой боевую мощь японского флота.
"Конго" стал последним японским боевым кораблем, построенным за пределами Японии, и головным в серии из четырех линейных крейсеров, три из которых строились на японских верфях. После вступления в строй "Конго" был зачислен в состав 1-й бригады линейных кораблей.
Вскоре после ввода корабля в строй началась первая мировая война, в которой Япония выступила на стороне противников Германии. 26 августа "Конго" вышел в море из Йокосука и направился в центральную часть Тихого океана для эскортных операций, однако уже 12 сентября вернулся обратно. Этот поход стал наиболее значительным событием в жизни корабля на протяжении всей войны. Больше он не принимал активного участия в боевых действиях.
Несколько позже - в разгар войны - британский флот предложил своему азиатскому союзнику передать ему в аренду все четыре линейных крейсера типа "Конго", однако достичь соглашения не удалось. По оценке специалистов, если бы такая договоренность была достигнута, то исход Ютландского сражения мог быть совсем иным.
После Ютландского боя английское командование просило отправить "Конго" в британские воды для усиления "Гранд Флита". Но японцы от этого отказались. В 1916 году линейный крейсер прошел текущий ремонт.
В 1917-1918 годах корабль находился в составе 3-й бригады линейных кораблей. После завершения войны и начала Вашингтонской конференции его судьба буквально повисла на волоске. Но "Конго" повезло, он не вошел в число кораблей предназначенных па разборку.
Межвоенная служба прошла для корабля спокойно. Линейные крейсера, а позже линейные корабли типа "Конго" занимали важное место в тактической схеме Императорского флота. Японская военно-морская разведка знала о полной неготовности американского флота к ночным боям. Исходя из этой информации был сформирован так называемый 2-й флот, в который вошли корабли типа "Конго" и новейшие тяжелые крейсера. Им поручалось ослабить главные силы противника перед боем линкоров.
"Конго" несколько раз модернизировался. С 20 октября 1928 года по 20 сентября 1931 года, с 1 июня 1935 года по 8 января 1936 года. Последняя модернизация прошла с 25 ноября 1940 года по 10 апреля 1941 года. После завершения работ корабль прошел курс боевой подготовки как индивидуально, так и в составе соединения.
15 августа 1941 года "Конго" вместе с однотипными кораблями вошел и состав 3-й дивизии линкоров, им командовал будущий победитель у Саво вице-адмирал Г. Микава. После завершения предвоенного цикла учений 3-я дивизия линейных кораблей была разделена на две части. "Конго и "Харуна" вошли в состав 2-й дивизии.
Вместе с 4-й дивизией крейсеров ("Атаго", "Такао" и "Майя") и 8 эсминцев это были главные силы Южного (Малайского) соединения. Командовал им вице-адмирал Кондо.
2 декабря 1941 года "Конго" в составе соединения прибыл в Мако - порт на Пескадорских островах. В этот же день был принят знаменитый сигнал: "Начать восхождение на гору Ниитака", что означало начало войны. Через два дня главные силы вышли в море и вскоре заняли район ожидания в Южно-Китайском море. 8 декабря 1941 года на японских кораблях была получена радиограмма с подводной лодки "1-165" об обнаружении английского соединения "Z" (линкор "Принс оф Уэллс" и линейный крейсер "Рипалс" и 4 эсминца).
Соединение Кондо изменило курс и начало преследование. Утром 10 декабря к кораблям Кондо присоединились 4 тяжелых крейсера, 1 легкий и эсминцы. К несчастью для японских моряков, британские тяжелые корабли были потоплены авиацией.
11 декабря главные силы прибыли в бухту Камрань (Французский Индокитай). После стоянки в порту 14 декабря корабли вышли в море для прикрытия Второго Малайского конвоя. 17 декабря корабли вернулись в Камрань. Через 3 дня "Конго" в составе соединения вице-адмирала Кондо выходит в море для прикрытия высадки в заливе Лингаен (Филиппины) и дальнего охранения высадки на побережье острова Лусон филиппинского архипелага. 24 декабря флот вернулся в Камрань, именно там моряки "Конго" встретили новый 1942 год. С 8 по 11 января прошел межбазовый переход из Камрани в Мако.
После 3-х дневной стоянки переход на остров Палау (Каролинские острова), а 18 января выход в море в составе того же соединения, в качестве дальнего прикрытия сил вторжения в Голландскую Ост-Индию. В период с 21 по 25 января "Конго" вместе с 4-й дивизией крейсеров (тип "Атаго") прикрывал рейд авианосцев 2-й дивизии ("Хирю" и "Сорю") на остров Амбон, затем патрулировал южнее Палау, 18-21 февраля стоял в Палау.
25 февраля "Конго" вместе со всеми однотипными кораблями выходит в море. Они находятся в охранении авианосного соединения вице-адмирала Ч. Нагумо ("Акаги", "Kara", "Хирю", "Сорю"). Перед авианосцами была поставлена задача перерезать союзные коммуникации, а также сорвать эвакуацию с Явы.
Задача была выполнена. 7 (по другим данным, 6) марта 1942 года 2-й дивизион 3-й дивизии линкоров ("Конго" и "Харуна") вместе с 17-й дивизией эсминцев "Ураказе" и "Хамаказе" обстрелял разработки фосфатов на острове Рождества (190 миль южнее Явы). После завершения боевых действий в Голландской Ост-Индии японские корабли, в том числе и "Конго", были отозваны на базу и 9 (по другим данным, 11 марта) прибыли в бухту Старинг.
Пока экипаж линкора отдыхал, в штабе Объединенного флота заканчивали разработку авиационного рейда в Индийский океан (Операция "С"). В состав сил вошли все 4 линкора типа "Конго", авианосцы "Акаги", "Хирю", "Сорю", "Секаку" и "Дзуйкаку", тяжелые крейсера "Тоне" и "Тикума", легкий крейсер "Абакума", эсминцы и танкеры. Соединением командовал вице-адмирал Нагумо. 26 марта оно вышло в море.
4 апреля соединение было обнаружено самолетом-разведчиком "Каталина", затем последовала безрезультатная атака британских самолетов-торпедоносцев. 5 апреля японская палубная авиация атаковала военно-морскую базу Коломбо (остров Цейлон). Японским пилотам удалось потопить вспомогательный крейсер "Гектор" и эсминец "Тенедос", уничтожить 27 самолетов и нанести большие повреждения инфраструктуре базы.
Вечером японский самолет-разведчик обнаружил английские тяжелые крейсера. Вскоре в воздух были подняты самолеты с авианосцев. Крейсера "Корнуэлл" и "Дорсетшир" были потоплены. 9 апреля японское соединение атаковано самолетами-торпедоносцами "Бленхейм". Зенитная артиллерия "Конго" принимала активное участие в отражении налета. 5 английских самолетов было сбито.
В этот же день самолет-разведчик с "Харуна" обнаружил вражеский авианосец. Вскоре "Гермес" и австралийский эсминец "Вампир" были потоплены. В тот же день японские летчики обнаружили и уничтожили английский корвет "Холлихок", плавмастерскую и танкер.
Вечером японские корабли прошли Малаккским проливом и, покинув Индийский океан, взяли курс на Сингапур. 11 апреля прибыли в Сингапур, и после короткой стоянки авианосное соединение ушло в Японию. 23 апреля состоялось триумфальное возвращение в Метрополию.
В тот же день "Конго" приходит на завод для прохождения текущего ремонта и докования. 2 мая работы были завершены. С 3 по 18 мая корабль проходит индивидуальный курс боевой подготовки. С 19 по 23 мая "Конго" вместе с кораблями 2-го и 3-го флотов принимал участие в маневрах. С 27 мая по 3 июня линкор участвовал в операции "Ml"- - захват атолла Мидуэй которая завершилась полным провалом. Американцы уничтожили 4 авианосца. После этих событий "Конго" вместе с частью сил, участвовавших в этой операции, был переведен на север.
Он принял участие в операции "AL" (захват Алеутских островов). "Конго" патрулировал юго-западные острова Кыска, ожидая американскую контратаку, которой не было, и в середине июня вернулся в Японию.
14 июля была проведена реорганизация флота. "Конго" стал флагманом 3-й дивизии линкоров, в которую также вошел "Харуна". На линкоре поднял флаг вице-адмирал Т. Курита. вице-адмирал Г. Микава занял пост командующего 8-м флотом (флот Внешних Южных морей). Из остальных кораблей типа "Конго" была сформирована 11-я дивизия линкоров. Вторая половина июля прошла для корабля в рутинной службе. В начале августа "Конго" прибыл на завод для прохождения текущего ремонта. На линкоре была установлена радиолокационная станция "Тип 21" (обнаружение морских и воздушных целей).
Работы были завершены 5 сентября. На следующий день "Конго" и "Харуна", сопровождаемые эсминцами, вышли в море и взяли курс на Трук и 10 сентября прибыли в лагуну атолла Трук. После короткой стоянки, в тот же день (по другим данным, на следующий день) "Конго" выходит в море в составе 2-го флота.
14 сентября "Конго" был атакован американскими тяжелыми бомбардировщиками, но повреждений не получил. С 15 по 20 сентября корабли бороздили пустынный океан. 20 сентября был получен приказ о возвращении на Трук, он был выполнен 27 сентября. В период с 23 сентября по 11 октября "Конго" и "Харуна" выходили в море для прикрытия операции в районе Гуадалканала. В октябре во время одной из стоянок в лагуне Трука на линкоре установили радиолокационную станцию "Тип 21" (обнаружение надводных целей и управления огнем).
В первой декаде сентября было завершено планирование очередной операции в районе Гуадалканала. Главную роль должны были сыграть "Конго" и "Харуна". На линкоры погрузили снаряды типа 3 ("Саншики-дан"), первоначально разработанные для стрельбы по воздушным целям, они были снабжены временным взрывателем и давали большое количество осколков.
12 октября корабли вышли в море, кроме линкоров в операции были задействованы легкий крейсер "Исудзу" и эсминцы.
13 октября японские линкоры подошли к Гуадалканалу и легли на боевой курс с целью уничтожить аэродром Гендерсон, давно сидевший костью в горле японского командования.
"Вскоре после полуночи на аэродроме услышали гудение маломощного наблюдательного самолета, а несколько минут спустя после 1 ч 14 октября шестнадцать 14-дюймовых орудий разорвали грохотом тишину. Яркий немигающий свет ракеты с наблюдательного самолета позволил летчику и японским наблюдателям на холмах видеть во всех подробностях то, что происходило на аэродроме. Первые снаряды дали яркие оранжево-красные вспышки пламени. На постах управления огнем линкоров Куриты уточнили дальность и внесли поправки. Адмирал и его флагманский артиллерист с растущим восторгом следили, как каждый залп вызывает новые пожары, пока весь аэродром не превратился в море огня.
Американские морские пехотинцы притаились в своих "лисьих норах". В этом обстреле было что-то необычное. Осколки снарядов летали повсюду, уничтожая самолеты и склады, подожгли бензосклад, срезали деревья, убивали и калечили людей."
(Морисон С.Э. Американский ВМФ во второй мировой войне: Борьба за Гуадалканал, август 1942-февраль 1943г. Стр. 231-232).
Во время этого обстрела "Конго" израсходовал 435 (по другим данным, 430 снарядов главного калибра) и 25 152-мм снарядов. Огонь американских батарей был не точен, а торпедные катера отогнали эсминцы охранения. В 0 ч 30 мин линкоры 3-й дивизии увеличили скорость до 29 узлов и пошли вниз по Слоту. После выполнения задачи "Конго" и "Харуна" остались в море. Несколько раз их атаковала вражеская авиация.
После этой операции они вошли в состав сил авангарда адмирала Кондо. В составе этого соединения "Конго" участвовал в бою у островов Санта-Круз 26 октября 1942 года. Линкор атаковали самолеты-торпедоносцы "Эвенджер" с авианосца "Энтерпрайз", но попаданий в него не было. 30 октября 3-я дивизия линкоров вернулась на Трук. Стоянка в порту до 9 ноября отмечена единственным примечательным событием - производством командира корабля капитана 1 ранга Коянаги в контр-адмиралы.
9-16 ноября "Конго" в составе соединения прикрывал операции по обстрелу аэродрома Гендерсон, закончившиеся двумя новыми боями, в которых погибли "Хией" и "Киришима".
Вторую половину ноября и декабрь "Конго" провел в лагуне Трука. 16 декабря 1942 года капитан 1 ранга Иджуин принял корабль. Обстановка на Гуадалканале ухудшилась, было принято решение эвакуировать войска с острова, и 30 января 1943 года начали операцию по эвакуации с острова. "Конго" в составе эскадры осуществляет прикрытие. 9 февраля после выполнения задачи флот вернулся в Трук.
15-20 февраля линейные корабли "Конго", "Харуна", гидроавиатранспорт "Ниссин" и эсминец "Сигуре" осуществляют переход из Трука в Куре. 20 февраля по 31 марта 1943 года (по другим данным, до 13 марта) линкор находится у заводской стенки, где выполнили следующие работы: усилили бронирование в районе румпельного отделения, демонтировали 6 152-мм казематных орудий, усилили малокалиберную зенитную артиллерию.
После прохождения короткого курса боевой подготовки линкор с середины апреля возвращается на Трук. В мае американцы высадились на остров Атту (Алеутские острова). 17 мая 1943 года в море выходит сильная японская эскадра: линкоры "Мусаси", "Конго", "Харуна", авианосцы "Дзуйхо" и "Хийе", тяжелые крейсера "Тоне", "Тикума" и 9 эсминцев. 20 мая американская подводная лодка "Савфиш" (SS-276), используя информацию, полученную из штаба расшифровки японских радиограмм, вышла в точку перехвата. Японские корабли были обнаружены радиолокационной станцией.
Американским подводникам не удалось выйти в атаку. 22 мая соединение, находившееся у побережья Японии было обнаружено американской подводной лодкой "Триггер" (SS-237). В этот же день корабли прибыли в Иокосуку. (По некоторым данным, во время этого перехода в "Конго" попала торпеда с американской подводной лодки).
После прибытия в Японию соединение усилили тремя авианосцами, тремя тяжелыми крейсерами, двумя легкими крейсерами и семью эсминцами. Пока японцы собирали силы для контратаки, остров Атту был захвачен американцами.
В мае, воспользовавшись затишьем, японцы провели большие маневры флота. 16 июня "Конго" в составе соединения выходит в море, для обратного перехода на Трук. На следующий день японские корабли были обнаружены американской подводной лодкой "Флаинг Фиш" (SS-229), но из-за высокой скорости противника не смогла выйти в атаку. 21 июня подводная лодка "Спирфиш" (SS-190) вышла в атаку на авианосец из состава соединения, но четыре ее торпеды прошли мимо. В этот же день соединение благополучно прибыло на Трук. 17 июля командира корабля капитана 1 ранга Иджуина произвели в контр-адмиралы, и он получил в командование дивизию эсминцев. Его место занял капитан 1 ранга Шимазаки.
До середины сентября "Конго" простоял в лагуне Трука. Следующий выход в море прошел с 18 по 25 сентября в составе мощного соединения. Японские корабли дошли до островов Брауна и Эниветок. 17 октября 1943 года "Конго" и "Харуна" выходят в море из лагуны Трука и берут курс на атолл Эниветок - их цель перехватить американское авиационное соединение, атаковавшее Уэйк. Но американских кораблей обнаружено не было.
Ноябрь и первые десять дней декабря "Конго" провел на якоре. С 11 по 16 декабря "Конго" и "Харуна", охраняемые 2-я эсминцами, осуществляют переход в Сасебо. По прибытии линкор становится к заводской стенке и 30 января по 14 февраля 1944 года проходит докование и работы по усилению малокалиберной зенитной артиллерии. После завершение работ "Конго" занимался боевой подготовкой во Внутреннем Японском море.
8 марта 1944 года "Конго" и "Харуна" вместе с авианосцем "Дзуйкаку", тяжелым крейсером "Могами" и тремя эсминцами совершает переход из Куре на рейд Линнга (около Сингапура). 11 марта японские корабли были обнаружены подводной лодкой "Липон" (SS-260), но атаку произвести она не смогла. "Дзуйкаку" и "Могами" пошли в Сингапур, а линкоры 14 марта прибыли в Линнга-Роудз. После прибытия линкор принял участие в маневрах вместе с авианосным соединением вице-адмирала Одзавы. 31 марта состоялся переход из Линнга-Роудз в Сингапур и после стоянки в бывшей британской базе вернулись в Линнга-Роудз.
11 мая "Конго" в составе Подвижного флота (Mobile Fleet) перешел с Линнга-Роудз, на бывшую американскую якорную стоянку в Тави-Тави. С 14 мая по 13 июня сосредоточение стояло в гавани Тави-Тави. Этим соединением (оно же Авангардное соединение) командовал вице-адмирал Т. Курита. В него входили линкоры "Ямато", "Мусаси" (1-я дивизия линкоров), "Конго, "Харуна" 3-я дивизия линкоров, авианосцы 4-го дивизиона "Читозе", "Чийода", "Дзуйхо", тяжелые крейсера "Атаго, "Такао", "Майя", "Текай" (4-я дивизия крейсеров), "Кумано", "Судзуя" (7-я дивизия крейсеров), "Тоне", "Тикума" (8-я дивизия крейсеров), легкий крейсер "Носиро" и шесть эсминцев. 8 июня 1944 года "Конго" принимал участие в Первой битве в Филиппинском море, линкору повезло, и он не получил повреждений. Зато многие корабли Императорского флота нашли свою могилу на дне океана.
22 июня 1944 года "Конго" в составе соединения прибыл на Окинаву, после пополнения запасов топлива, японские корабли взяли курс на Метрополию и 24 июня прибыли на рейд Хасираджима и 29 июня совершили переход в Куре. С 30 июня по 7 июля корабль находился у стенки военно-морской верфи, где провели работы по усилению малокалиберной зенитной артиллерии.
Это было последнее довооружение корабля. После проведения работ противоминный калибр и зенитная артиллерия состояли из 8 152-мм, 12 127-мм и 100 25-мм орудий. После завершения работ на борт линкора были погружены различные грузы и военнослужащие армии.
Практика использования линейных кораблей в качестве транспортов уже укоренилась в Императорском флоте. Это объясняется большой потерей транспортов, грузы на военных кораблях имели больше шансов попасть в пункт назначения.
8 июля рейд Куре покинула группа "В": линкоры "Конго", "Нагато", крейсера "Могами", "Яхаги" и 10 эсминцев. Поблизости находилась группа "А" линкоры "Ямато", "Мусаси", 8 тяжелых крейсеров, легкий крейсер и эсминцы. Переход прошел благополучно. Вскоре все корабли благополучно прибыли на Окинаву, где произошло разделение сил. Группа "А" пошла на рейд Линнга, где объединилась с остальными кораблями Мобильного флота. Группа "В" с 11 по 14 июля осуществила переход с Окинавы в Манилу.
Стоянка в этом порту была короткой, и 17 июля "Конго" в составе соединения выходит в море. 19 июля линкор атаковала подводная лодка, но все торпеды прошли мимо цели. В тот же день корабли прибыли в Сингапур и 20 июля ушли в Линнга-Роудз. Следующий месяц корабль в составе флота занимался боевой подготовкой, которую сильно ограничивали запасы топлива.
В конце августа "Конго" прибыл в Сингапур, где силами местной верфи на нем была установлена радиолокационная станция "Тип 13" (обнаружение воздушных целей), проведены работы по электрической части. После завершения работ корабль вернулся в Линнга-Роудз. Командование Императорского флота заканчивало разработку операции "Се" (Победа) - решающей битвы с американцами. Были разработаны несколько вариантов плана. Вариант "Се-1" был запущен после высадки американцев на Филиппинах.
С 18 по 20 октября главные силы японского флота перебазировались в бухту Бруней (остров Борнео). "Конго" и "Харуна" вошли в составе соединения "А" (вице-адмирал Т. Курита). Их приписали к группе "А", в которую также вошли тяжелые крейсера "Кумано", "Судзуя", "Тоне", "Тикума", легкий крейсер "Яхаги" и шесть эсминцев. Перед ними шла группа "В", в которую вошли линкоры "Ямато", "Мусаси", "Нагато", тяжелые крейсера "Атаго", "Такао", "Майя", "Текай", "Миоко" и "Хагуро".
22 октября 1944, флот Куриты переходит в Бруней. В строю Kongo, Haruna, Yamato и Musashi, последний - Nagato.
23 октября 1944 года корабли Куриты были атакованы американскими подводными лодками, которые потопили два тяжелых крейсера, а один повредили. Затем начались массовые атаки американской авиации. Соединение лишилось одного из двух сверхлинкоров "Мусаси", ряд кораблей были повреждены. "Конго" в очередной раз повезло, он остался невредимым.
В ночь с 24 на 25 октября корабли Императорского флота прошли проливом Сан-Бернардино, оставшимся без охраны из-за серии ошибок американского командования. 25 октября соединение Куриты атаковали американские эскортные авианосцы из состава OG-77.4. "Конго" потопил американский эсминец "Хоэл" (DD-533). В бою с американскими кораблями он получил попадание 15127-мм снарядов в надстройки. Вскоре адмирал Т. Курита, обеспокоенный активными действиями американских эсминцев и авиации, приказал отходить. Отход сопроводался потерями.
28 октября остатки соединения "А" прибыли в бухту Бруней. Сразу же был пополнен запас топлива, а 8 ноября из Метрополии пришли авианосец и легкий крейсер, доставившие боеприпасы. "Конго" в составе соединения прикрывал прорыв кораблей в Манилу. 15 ноября в состав 3-й бригады линкоров был включен линкор "Нагато".
16 ноября корабли, стоявшие в Брунее, были атакованы американской армейской авиацией. В 18 ч 30 мин в море вышли линейные корабли "Ямато", "Нагато", "Конго", легкий крейсер "Яхаги" и четыре эсминца. На переходе охранение усилили двумя эскортными авианосцами.
Первые дни перехода прошли без происшествий. 20 ноября японские корабли прошли Формозский пролив и траверз Пескадорских островов. Шли без противолодочного зигзага из-за экономии топлива.
21 ноября 1944 года в 0 ч 20 мин оператор радиолокационной станции американской подводной лодка "Силайон" (SS-315) (Ее часто называют "Силайон II", так как она была названа в честь лодки, погибшей 25 декабря 1941 года на верфи Кавите на Филиппинах) заметил на своем экране отметку о цели. Погода была прекрасной. Командир подводной лодки начал преследование, в действие были введены все четыре дизеля. Вскоре оператор доложил об отметках четырех целей. Определены они были как 2 тяжелых крейсера и 2 линкора.
Фактически строй японского соединения был следующим: головным шел "Конго" (американцы считали, что тяжелый крейсер), затем два линкора, строй замыкал легкий крейсер "Яхаги" (скорость соединения 16 узлов). В 01 ч 46 мин оператор радиолокационной станции доложил о трех кораблях охранения. Погода начала портиться, но преследование продолжалось.
В 2 ч 45 мин скорость подводной лодки была уменьшена. Вскоре находившиеся в рубке "Силайона" увидели массивную надстройку "Конго". Примерно в то же время была установлена глубина хода торпед - 8 футов и через несколько минут произведен шеститорпедный залп из носовых аппаратов.
После залпа лодка начала маневрирование для атаки из кормовых аппаратов. В 3 ч ночи лодка произвела трехторпедный залп. В 3 ч 1 мин американские подводники зафиксировали три взрыва у головного корабля. Сигнальщики с "Ямато" видели 2 взрыва. В 3 ч 4 мин на "Силайоне" зафиксировали сильный взрыв и выброс пламени на втором линкоре. На самом деле жертвой торпеды стал эсминец "Ураказе", погибший со всем экипажем.
Положение "Конго" было тяжелым, затопило котельные отделения № 6 и № 8, креп достигал 15° на левый борт. "Силайон" продолжала преследование. Японское соединение разделилось на две части - "Нагато", "Ямато", "Яхаги" и один эсминец - продолжило переход. С поврежденным "Конго" остались два эсминца.
"Конго" продолжал двигаться со скоростью 11 узлов, и "Силайон" вернулась и начала второй выход в атаку. В 5 ч 20 мин "Конго" остановился. Примерно в это же время оператор радиолокационной станции американской подводной лодки доложил на мостик, что отметка цели стала меньше. В 5 ч 24 мин раздался сильный взрыв и отметка пропала с экранов радиолокационной станции. Японский линейный корабль затонул после взрыва погребов боезапаса.
Вместе с кораблем погибло 1200 человек, в том числе командир 3-й дивизии линкоров и командир корабля. Эсминцы подобрали в штормовом море 237 человек и доставили их в Куре.
Место гибели "Конго", - точка с координатами 26°09"N,121°23"E, в 60 милях севернее Имлинга (остров Формоза). 20 января 1945 года корабль вычеркнули из списков флота.