Самая редкая икона николая чудотворца. Св. Николай Новый. Николай Студийский, игумен, исповедник

Вунена – поселок в Фессалии, историческом регионе северо-восточной Греции. Здесь стоит храм, где находится место упокоения святого Николая Нового . А честные мощи – глава мученика пребывает на острове Андрос в монастыре святителя Николая Чудотворца.

В наши дни в Вунене, на месте казни святого Николая Нового, происходит чудо, подобного которому нет больше нигде на земле . Как написано в житии, Николая бичевали на этом месте до тех пор, пока земля не стала багровой от крови, а потом – привязали мученика к дереву и метали в него стрелы и копья, пока он не истек кровью. И каждый год в день мученической кончины святого здесь «кровоточат» деревья, источая темную жидкость, которая имеет целебные свойства.

Прославленный в Греции, но мало известный в России преподобномученик Николай Новый жил на рубеже VII – VIII веков. Он обладал большой физической силой, несокрушимой волей и мужеством, благодаря чему сделал блестящую военную карьеру. Христианин по рождению и воспитанию, Николай , став военачальником, обучал своих подчиненных не только военному искусству, но вере в Бога и надежде на Него. Поэтому его воины, хоть и одержали множество побед, никогда не обижали побежденных, никому не причинили ущерба.

Военные действия привели Николая с его войском в Ларису, в окрестностях которой и находится Вунена . Лариса в то время была величественной крепостью, которую охраняло хорошо обученное войско. Мужественные защитники города сражались столь отважно, что войско Николая не смогло взять город. Многие воины были убиты в жестоком бою.

Бессмысленная гибель вверенных ему людей заставила Николая глубоко задуматься о смысле жизни. В его душе родилось горячее желание окончить свои дни в молитве и покаянии.

Николай узнал, что недалеко от Ларисы, в Вунене , в лесах на горе в пустынных кельях живут отшельники. Николай поселился с ними, чтобы научиться духовной жизни. Он настолько преуспел в добродетели, что вызывал восхищение даже у своих наставников – отцов-пустынников.

Святой Николай жил в Вуненском скиту вместе с монахами, имена которых сохранились. Это были Григорий, Иоанн, Димитрий, Михаил, Акиндин, Феодор, Панкратий, Христофор, Пантелей, Емилиан и Навудий. Однажды, когда они все вместе молились, явился Ангел от Бога: «Будьте готовы, – сказал он, – и стойте твердо, ибо через несколько дней примете мученическую кончину, дабы получить награды и венцы подвижников и унаследовать Царствие Небесное».

Несколько дней спустя в Вунену пришли варвары-язычники и хотели заставить иноков отречься от Христа. Теперь пришло время Николаю проявить свое мужество уже как воину Христову. «Да не устрашимся, братья, временной смерти, и ничуть не убоимся, ибо настал час проявить мужество», – такими словами укреплял святой Николай Новый Вуненских подвижников.

Звероподобные варвары подвергли иноков страшным пыткам. Особенно терзали они святого Николая , твердо и дерзновенно защищавшего свою веру во Христа. Столько крови пролил мученик на Вуненской земле, что здесь до сих пор кровоточат деревья. В результате мучители отсекли святому голову. Это произошло 9 мая, которое теперь почитается как день памяти святого Николая Нового .

Тело святого было брошено на месте казни, и находилось там много лет. Пока один богатый человек, страдавший проказой, не получил во сне откровение святого Николая . Мученик пообещал, что когда этот человек найдет в местечке Вунена у источника его нетленное тело, то исцелится от проказы. Так и произошло.

В благодарность за исцеление очистившийся от проказы человек построил в Вунене на месте упокоения святого церковь, в которой по сей день происходит множество чудес.

Например, в 2011 году Георгия Феохаропулу из Кесарьяни засвидетельствовала, что была исцелена от тяжелейшей неоперабельной формы рака. В легких у нее обнаружили жидкость, была затронута сердечная мышца. Георгии предстояла химиотерапия, для которой следовало пройти обследование. Страдалица молилась святому Николаю Новому и помазывалась «кровью», источаемой деревом. По «случайности» обследование было назначено на 9 мая – день памяти святого Николая. И к огромному удивлению врачей Георгия оказалась здоровой.

Константин Папафанасиос из Афин так описывает чудо истечения святой «крови», свидетелем которого он был 9 мая 2011 года: «Первый раз я услышал о чуде Николая Нового от глубоко верующего друга, который по молитвам святого через помазание «кровью» исцелился от рака. Именно он и рассказал мне о чуде, происходящем в день праздника святого Николая, 9 мая. Я стал молиться о том, чтобы стать участником этого замечательного события. И святой Николай претворил мое желание в реальность. В составе небольшой группы паломников я приехал на место мученичества святого, которое находится в Вунене, в Фессалии. Мы молились за Утреней и Божественной литургией в храме, а затем направились к деревьям, стоящим неподалеку. Мы совершили молебен, и когда пели тропарь, к моему большому удивлению, я увидел, как «кровь» выходит из дерева. То, что я испытал, описать невозможно, я потерял дар речи. Чудны дела Твои, Господи! Несмотря на мои грехи, Господь сподобил меня пережить чудо. Примечательно, что когда множество стеклянных бутылок (маленьких и больших – до литра) которые мы взяли с собой, наполнились «кровью», она перестала течь. Ни больше, ни меньше».

Чудо истечения «крови» святого Николая Нового совершилось и в нынешнем 2013 году. Слава Милостивому Господу, дивному во святых Своих!

Этот прославленный и непобедимый воин Христов Николай происходил с Востока. Плотью рожденный от благородных и благочестивых родителей, душой же он оказался мужем благороднейшим и предивнейшим.

С детского возраста Николай был весьма умен и рассудителен. Он не общался с беспечными юношами, которые увлекались смехом и разными остротами, не сквернословил и не занимался болтовней, как это свойственно молодым, но любил общаться с людьми рассудительными и старцами, дабы внимать их душеполезным и нужным словам и собеседовать им. Когда же он вырос, то благодаря мужеству и отваге был отдан в армию, где преуспел в военном деле настолько, что не раз совершал подвиги, а потому прославился и стал знаменитым.

Тем временем император, услышав о его доброй славе и узнав от многих людей, что Николай был не только искусным оратором, но и достойным советником, другого такого не сыщешь, вызвал его в царский дворец и, поговорив с ним, весьма обрадовался, увидев, что сей муж имел ум, благоразумие и рассуждение. Поэтому он наградил его званием дуки, выделил провинцию и подчиненных воинов, как и надлежало. Николай же, получив это звание и став правителем, ежедневно упражнял своих солдат, объясняя им воинское искусство, ибо этого от него требовало возложенное на него звание. В особенности он наставлял их в делах христианской жизни и порядка, учил их молиться и призывать Владыку Христа, чтобы Тот дал им силу в сражении с врагом на поле боя. Он часто рассказывал им о подвигах и победах древних воинов, о том, как они воевали и побеждали, как завоевывали многие крепости и города. Но наиболее усердно учил самому необходимому - иметь страх Божий и непрестанное памятование о Нем, никогда не обижать ни богатого, ни бедного. Поэтому о воинах Николая, где бы они ни оказывались, никто и никогда не говорил, что они кому-то нанесли обиду или причинили ущерб.

В то время, то есть в VIII веке, около 720 года, часть Фессалии отделилась и не хотела подчиняться константинопольскому императору-иконоборцу Льву Исавру, который властвовал на Востоке. Фессалийцы же пошли к границам Македонии, занимаясь грабежами и захватывая многих в плен. Тогда император разослал по всему Востоку указ, и пришли топархи с войсками, среди которых был и наш Николай со своими подчиненными. Он направился в Фессалоники, и в завязавшемся бою победил фессалоникийцев, заставив их повиноваться. Они, в свою очередь, дали слово платить положенную дань, как и прежде.

Покинув Фессалоники, он направился в Ларису. Тогда это была мощная и величественная крепость, прекрасная и охраняемая башнями-укреплениями. Поэтому воины Николая не смогли ее покорить, но, более того, – сами были побеждены, ибо жители Ларисы мужественно сражались и многих воинов убили. Николай, видя, что ромеи изнемогают, а враги одерживают верх, размышлял так: вот наши люди побеждены, а если и я погибну, как погибли эти несчастные, напрасно на войне, то что толку мне от моей временной почести дуки, от моего тленного звания? Лучше жить простым человеком, чем командовать столькими воинами и принять бесчестную кончину. Что за цена моему телу, какая польза моей душе, коль так безвременно окончится моя жизнь? Лучше я уйду в некое пустынное место и стану оплакивать свои прегрешения. И может быть, тогда получу у Бога прощение в час судный.

Так рассудив, он оставил своих воинов, предоставив им идти, куда они хотят, и направился в Вунену (Вунена – это гора в Фессалии, иначе именуемая Отрис), где рос высокий лес и в густых зарослях были кельи, в которых жили отшельники и добродетельные подвижники. Увидев их, Николай возблагодарил Господа, Который просветил его и привел в это душеспасительное место. Там он и остался, подвизаясь вместе с ними и работая в добродетели по Бозе. А те дивные подвижники, видя рвение его души, видя, сколь усердно он подвизался в посте, молитве и всенощном бдении, возлюбили его в Боге и в частых беседах с ним побуждали его к еще большему преуспеянию в добродетели, рассказывая душеполезные истории. Так ежедневно слушая эти наставления, он, как мог, радел о подвиге монашеского жительства, и все восхищались им, в душе помышляя, не превзойдет ли этот юноша их в подвиге.

Лукавый же диавол, видя их дивное и достохвальное житие по Бозе, не смог, треокаянный, стерпеть это, имея обыкновение всегда препятствовать добру и искушать добродетельных людей. Поэтому он воздвиг безбожных аваров, и они принялись грабить западные земли, попирая крепости и страны, и многих уводя в плен. Когда они пришли в Ларису, то за несколько дней захватили ее и покорили все ее окрестности, начиная от Димитриады, то есть Волоса, до Фарсалы и Элассона и их окрестностей. Захватчики так унижали их жителей, что стали притеснять веру и принуждали отречься от Владыки Христа, единого истинного Бога, и поклоняться непотребным идолам. И многих из тех, кто не захотел отступить от своего благочестия, но претерпел различные наказания и тысячи мучений ради любви к сладчайшему Христу, они умертвили. Те боголюбцы временными мучениями унаследовали вечное ликование и неизреченную радость в Царствии Небесном.

Когда же все это происходило, святой Николай подвизался в Вуненском скиту вместе с товарищами, имена которых Григорий Армодий, Иоанн, Димитрий, Михаил, Акиндин, Феодор, Панкратий, Христофор, Пантолей, Емилиан и Навудий. Однажды ночью они молились, и явился им Ангел Господень, и сказал: «Будьте готовы и стойте твердо, ибо через несколько дней примете мученическую кончину, дабы получить награды и венцы подвижников и унаследовать Царствие Небесное». Сказав это, он стал невидим. А отшельники, услышав это радостное благовестие, возрадовались и подвизались еще усерднее, упражняясь в посте и молитве, дабы удостоиться небесного блаженства. Несколько дней спустя кровожадные варвары авары узнали, что на Вуненской горе живут подвижники, постясь и молясь непрестанно Господу днем и ночью. Авары вооружились и отправились, чтобы убить иноков.

Святой же Николай утешал братьев и сподвижников, говоря: «Да не устрашимся, братья, временной смерти и ничуть ее не убоимся, ибо настал час проявить мужество и через это малое краткое наказание унаследовать постоянное ликование и упокоение вечное». Когда эти и другие слова произносил святой для укрепления братии, пришли кровожадные люди и словно дикие звери схватили святых и нещадно и безжалостно мучили их крюками, шестами и разными другими орудиями пыток. Однако блаженные подвижники мужественно и доблестно претерпевали все пытки и не отступили от веры. Тогда варвары обезглавили их, предав временной смерти, а вместе с тем – жизни вечной и Царствию Небесному.

Видя прекраснейший возраст святого Николая, его разум и мужество, они не стали его пытать, но словами, хитростью и лестью принуждали к нечестию в надежде, безумные и безрассудные, склонить его на свою сквернейшую сторону. Однако тщетно они старались и безумное помышляли, ибо ни в чем не смогли поколебать его веры, а на их хитрость он рассудительно отвечал:

«Я не малое дитя, чтобы вы обманули меня чем-то неизвестным и заставили отказаться от истинного Бога, моего Творца и благодетеля, и поклониться глухим и бездушным идолам. Но как с самого начала я был благочестивым православным христианином, так и хочу им оставаться, и так предам мою душу в пречистые руки Господа нашего Иисуса Христа, которому как истинному Богу и Спасу моему поклоняюсь и служу. И если враг моего Иисуса принуждает меня отречься от Него, то ради любви к Нему я хочу пролить кровь мою. А ваших богов я поношу и считаю за бездушные камни и бесчувственные деревяшки». Услышали безбожные варвары оскорбления и обвинения в адрес своих богов и весьма прогневались и стали жестоко бить его.

Через некоторое время они вновь принялись за уговоры: «Николай, не теряй своего мужества и своей красоты понапрасну. Твой Христос не хочет тебе помогать. Сделай только то, что мы тебе говорим, стань нашим сообщником и единомышленником и тогда ты не лишишься сей сладчайшей жизни. А если будешь пренебрегать нашими словами, то мы предадим тебя многим страшным мучениям». На это святой отвечал: «То, чем вы меня устрашаете, я жажду получить, потому что если вы лишите меня этой напрасной и временной жизни, то даруете мне жизнь бесконечную и Царствие Небесное, где я, присно спрославляемый с моим Христом, буду наслаждаться радостью неизреченной и неизглаголанным весельем и ликованием в раю».

Тогда они поняли, что не смогут поколебать его твердой веры, и решили предать его жестокой и мучительной смерти. Поэтому били его до тех пор, пока земля не побагровела от его святой крови. Два или три раза менялись бичевавшие, но святой держался доблестно, молясь: «Терпя потерпех Господа» (Пс. 39). Он столь мужественно переносил мучения, что казалось, будто вместо него кто-то другой претерпевал их. После этого, привязав его к дереву, они стреляли в него из лука и, взяв его копье, метали в него. И множество других мучений причинили ему, заставляя отречься от Христа и поклониться идолам. Он же бесстрашно смеялся над ними: «Вы, звероподобные и бесчеловечные, имеющие одно обличье человека, ума же не имеющие, присущего человеку, вы надеетесь, что этими мучениями разлучите меня от любви Христа моего. Но сколько зла вы мне причиняете, столько венцов мне сплетаете. А Христос, мой помощник, стоит рядом и облегчает мои страдания. Поэтому ни боли, ни мучений я не чувствую». Услышав это, варвары отчаялись. Они поняли, что не смогут переубедить мученика, даже если подвергнут еще тысяче других пыток, и усекли его святую главу 9 мая.

Блаженная и светлая же душа мученика вознеслась в небесные обители, а светлые Ангелы соликовали и пели вместе с ней. А святое и всечестное тело его оставалось на той горе непогребенным и пребывало в забвении. Но по благодати великодаровитого и всемогущего Бога Ангелы Божии сохраняли его невредимым и нетленным до тех пор, когда Бог, достойно почитающий всех верующих в Него и не отрицающихся Его святого имени, чудесным образом явил сие драгоценное сокровище. Ведь тех, кто прославил Его на земле и подвизался за Его святое и препетое имя, Всеблагой Господь Сам почтил и воздал им обильно, соделав их сынами и наследниками Своего Царствия. И не только на небесах Он воздает им сторицею награду за их труды, но и здесь на земле посылает им благодать и силу творить чудеса, прославляемым людьми и на собственном примере побуждающим других к совершению добрых дел и подражанию Христу. Таким был преподобномученик Николай, снискавший за свои чудотворения почитание среди всех христиан и прославляемый как имеющий великое дерзновение перед Всеблагим Богом. Из многих его чудес выслушайте рассказ об одном. По нему вы сможете судить и об остальных, ибо по части познается целое.

В той провинции Востока, где родился и вырос преподобномученик и целитель Николай, был один очень богатый правитель. С ним приключилась страшная болезнь проказа, которая долгое время снедала и изнуряла его плоть. Он истратил на врачей огромные средства, и всё без пользы. Чем больше он тратил, тем сильнее прогрессировала болезнь, причиняя ему неутешную скорбь. И вот, однажды ночью, когда он спал, ему во сне является святой и говорит: «Зачем ты расточаешь и тратишь свое богатство понапрасну? Ступай в окрестности Ларисы и спроси, где находится гора Вунена. Там исследуй хорошо местность и возле источника отыщи мои мощи, которые принесут тебе исцеление от твоей ужасной болезни». Утром, когда рассвело, больной поднялся с одра и тотчас, даже не оставив никаких распоряжений по дому, отправился к пристани, где отыскав корабль, отправился в Ларису.

Прибыв на то место, о котором сказал ему святой, он обнаружил источник с чистой и сладчайшей водой и возрадовался. Затем он тщательно исследовал место. Это оказалось весьма трудно из-за того, что лес был огромным и густым. С Божией помощью он обрел всечестные мощи мученика на расстоянии пятнадцати шагов от источника. Они чудесным образом сохранились за столькие годы целыми и нетленными и источали благоухание. Тогда правитель прежде умылся в источнике, а затем с благоговением и верой облобызал святые мощи, и, – о, чудо! – тотчас избавился от своего недуга, который исчез словно мрак от света. Он в один миг сделался совершенно здоровым, и никаких следов болезни не осталось на его теле. Чтобы не оказаться неблагодарным за это великое благодеяние, он расчистил то место, где обрел святое сокровище, и воздвиг на нем церковь во имя святого. Посреди этой церкви и находится источающий чудеса гроб этого Божия преподобномученика.

В округе есть разные села, в одном из них, в Джапазларе, хранится священный образ святого, который в день его памяти переносят в эту церковь, празднуя ежегодное празднество, на которое собираются многие тысячи христиан.

Итак, правитель вернулся домой, прославляя Бога и воссылая благодарность святому. Он привез с собой небольшую частицу мощей святого и землю с того места, и те, кто прикладывались к ним, исцелялись от всякого недуга.

И не только это чудо совершил святой угодник Божий, преподобномученик Николай, но и многие другие, достойные повествования. Ибо тот исцеленный правитель повсюду объявил о чуде, и молва разнеслась не только по всему Востоку, но дошла и до Запада. И из разных мест стекались люди, имевшие недуги, и тотчас получали исцеление по вере, которую каждый из них имел к Богу, и по благоговению, которое питал к мученику.

А святой не только тогда совершал чудеса, но и сейчас творит великие дела для тех, кто всем сердцем верует во Христа и горячо благоговеет перед святым мучеником и богоугодно празднует его память с песнопениями и псалмопениями, умиленно и смиренно.

Здесь надо сказать, что на острове, именуемом Андрос, находится монастырь святителя Николая Мирликийского. В этой досточтимой обители как некое многоценное сокровище хранится честная глава преподобномученика Николая Нового, которую отцы обители неоднократно привозили в Константинополь, поскольку там, во Влах-сарае было подворье упомянутого монастыря. И повсюду, куда бы они ни привозили мощи для поклонения, всюду совершались бесчисленные чудеса.

Каждый год, в день его памяти 9 мая, из дерева, на котором его убили турки, выступает его жидкая кровь. Сейчас это дерево находится на частной территории недалеко от г. Ларисы. Монахи монастыря св.Николая с трепетом собирают эту кровь и привозят её в монастырь. Эту величайшую святыню они раздают всем страждущим. Заметили, что от этой святыни люди исцеляются от раковых заболеваний.

Любой народ, будь то славяне или мусульмане, почитает своих предков, святых и тех, кто, по старинным источникам, творил историю. Так, сегодня можно встретить самые разные символы и знаки, сделанные в честь одного из мудрецов, чудотворцев. Например, одной из по-настоящему достойных работ считается икона Николая Угодника. Она не только прекрасна, но и имеет огромное значение.

Давайте заглянем в историю. Николай Угодник — архиепископ, которого часто называли чудотворцем. Это значило, что святой человек был покровителем морей, путешественников, детей и купцов. В истории церкви он считался символом мощи, добра и справедливости. Родился святитель в Малой Азии. Это произошло в третьем веке нашей эры. Судьба Николая Угодника была тяжелая, и, по мнению многих, именно благодаря таким испытаниям его душа и тело избрали правильный жизненный путь.

Мальчишка родился в греческой колонии и с ранних лет был очень религиозным. С самого детства он посвятил свою жизнь христианству. Благодаря своим родителям Николай Угодник смог получить базовое образование. Мальчик обожал изучать Божественное Писание. Практически все время он находился в жилище Святого Духа, откуда не выходил днем. Ночью же Николай молился, читал и мысленно разговаривал с Богом. Интересным фактом является то, что после смерти родителей парень отдал всё свое наследство на благотворительность.

Начало деятельности святителя

Святой Николай Угодник служил церкви во времена правления римских императоров Диоклетиана, а также Максимиана. Эти два человека ненавидели христиан и издавали указы об их преследовании. В этот сложный период разрушались храмы, общины и другие учреждения. Но Николай Угодник всегда был на стороне народа. Его прозвали «защитником», так как он всегда отстаивал интересы невинно осужденных и оклеветанных людей.

Помимо этого, Николай часто молился за моряков, мысленно посылая им удачную погоду, защиту от пиратства и других невзгод. За всю жизнь святителя ему приписывали множество чудес и деяний. Архиепископ на Руси был самым почитаемым, как и во всем мире. Сегодня Николай Угодник (чудотворец) — символ защиты от болезней и советник в неудачах, который всегда поможет. Его мощь навсегда останется великой для русского народа.

Деяния чудотворца

Одним из самых ранних событий в молодости чудотворца было паломничество в Иерусалим. Святитель решился на такой шаг, потому что желал помочь и исполнить просьбы отчаявшихся путников. Некоторые утверждают, что молитвы Николая оживляли людей, придавали сил и уверенности, спасали от гибели. Следует отметить, что в молодости он пошел учиться в Александрию и в тот период своей жизни воскресил моряка, который упал с мачты.

Также существует легенда о том, как Святой Николай Угодник спас трех молодых девушек, красоту которых «продавал» их собственных отец, так как считал, что это единственный способ расплатиться с долгами и выжить в столь тяжелое время. Когда святитель узнал о тяжкой судьбе юных дев, он пробрался к ним ночью домой и оставил мешочек с золотом для старшей из дочерей, которое и стало ее приданным. Ровно через 12 месяцев Николай повторил тоже самое, вот только в этот раз деньги он оставил средней из сестер. Каким-то образом их отец узнал о том, что Угодник помогает их семье, и решил отблагодарить его. Тогда мужчина спрятался в комнате младшей дочери и ожидал, когда придет Николай. По одной из версий, он все-таки увидел чудотворца, но тот не принял никаких благодарностей. Нельзя не отметить, что его считали ревностным воином церкви Христовой. Источники утверждают, что он испепелял идолов и языческие капища безжалостно.

Мощи Николая Чудотворца

За свою долгую жизнь Николай Угодник совершил немало отважных и благородных поступков. Некоторые считают, что именно за его заслуги Бог даровал ему долгие годы жизни, ведь и правда, чудотворец умер в очень пожилом возрасте. Сегодня мощи Николая Угодника хранятся в базилике Святого Николая (Бари), но не в полном составе. Так как часть из них находится в Турции, в храме Св. Николая. Это связано с тем, что якобы все мощи похитить не удалось. Поэтому получилось так, что они хранятся на совершенно разных территориях.

В честь великого святителя были возведены церкви и храмы в разных городах и странах. Предполагается, что моряки забрали некоторую часть мощей Николая и перевезли ее в Бари, но остальные фрагменты остались в могиле. Люди доставляли останки в Венецию, где и была возведена очередная церковь.

Возникновение праздника Св. Николая

Сегодня во многих городах и странах есть храм Николая Угодника, который может посетить любой желающий. И неудивительно, что люди с радостью идут в это место. Некоторые ищут поддержки, другие утешения, а третьи просто хотят поблагодарить святителя за оказанную помощь. Ведь с давних времен Николай Чудотворец считается покровителем обычных людей, невинных, оклеветанных, слабых.

В честь такого великого человека в наше время отмечается день Святого Николая. Как же люди пришли к этому? Все началось со дня перенесения мощей. В то время только жители Бари, которые имели честь хранить останки святителя, отмечали этот праздник. В других же странах его не считали подлинным и не воспринимали всерьез. Однако на землях великой Руси всегда почитали святителей, и слух о празднике Св. Николая распространился очень быстро. Православная церковь установила дату — 9 мая. С тех пор, а именно с 1087 года, люди отмечали праздник великого и почитаемого угодника Божьего.

На сегодняшний день праздник отмечают несколько раз в году. Но для представителей русского народа он ассоциируется с датой 19 декабря. Кроме того, этот день считается детским праздником, так как Николай приносит подарки своим маленьким друзьям под подушку (конечно, если они весь год вели себя хорошо).

Современные даты праздника

Итак, в наше время существует несколько дат праздника Святого Николая. Первая — это 6 (19) декабря. Ранее считалось, что это день смерти чудотворца, но сегодня это обычный детский праздник, который ассоциируется с конфетами и новыми игрушками, сказочным образом появившимися под подушкой ребенка. Вторая дата — это 9 (22) мая. Этот праздник отмечали с 1087 года, когда останки святителя прибыли в Бари. И, наконец, 29 июня (11 августа) — рождество Николая.

Священное место Николая Угодника в сердцах русского народа

На землях Российской империи всегда почитали имя чудотворца. Кроме того, не сокрылась от любопытных и верующих глаз икона Николая Угодника, которая очень много значила для каждого человека. Именно с этим связано огромное количество храмов и работ, которые были посвящены этому человеку. Вплоть до двадцатого века имя Николай было одним из самых популярных при наречении младенцев. Люди считали, что, называя мальчика, они подсознательно передают ему частичку святости и мужественности чудотворца.

Икона Николая Угодника

Уже не раз отмечалось, что люди любили Николая Угодника и боготворили, к нему обращались с просьбами о заступничестве. Неудивительно, что после его смерти они начали поклоняться иконе чудотворца. Для каждого славянина она имела большое значение. Но какой же смысл таила икона? Почему люди считали и продолжают думать, что она способна исцелять, помогать и оберегать?

Символом защиты, благородности и справедливости на Руси был Николай Угодник. Икона, значение которой не раз пытались охарактеризовать и объяснить, стала воплощением чудотворца после его смерти. К ней обращаются, когда нужна помощь, она на самом деле помогает верующим. И не важно, богат человек или беден, какие у него религиозные предпочтения или цвет кожи, влияние иконы необъятно.

Значение иконы чудотворца

Икона Николая Угодника «работает» для каждого человека по-разному. Но существует теория о том, что же она все-таки значит. По мнению многих ученых, она является символом защиты народа. В этом-то и заключается ее значение. Считается, что икона способна исцелять, избавлять от недугов, творить настоящие чудеса и даже не важно, верующий человек или нет. Таким образом, значение расшифровать очень просто — талисман, который помогает людям. Конечно же, многие предпочитали поклоняться оригинальной иконе. Сегодня же образ святого можно приобрести во многих местах, но от этого влияние чудесной картины не уменьшится. Важно знать, что действие иконы становится в несколько раз сильнее, если произносить специальную молитву.

Молитва Николаю Угоднику

Издавна молитва перед иконой считалась гарантом защиты человека и людей, о которых он просит у изображения святого. Поэтому всегда рекомендуют произносить ее, чтобы действие было сильнее. На самом деле существует огромное множество молитв Николаю Угоднику. Человеку достаточно лишь выбрать ту, которая поможет достичь желаемого результата. Например, попросить о замужестве или защите, избавить от болезней или неприятностей и так далее. Но все же выделяют семь основных молитв, которые в силах выучить каждый человек. Тогда, произнося их перед иконой, он может быть уверен, что необычная сила защитит его и всех членов семьи, а также дом и родственников.

Икона Николая Угодника (Чудотворца) обладает магической силой. Она может не только выполнить просьбу человека, но и ответить на некоторые вопросы. Искренняя молитва наделена необъяснимой силой, способной исцелить, избавить от душевных или телесных заболеваний, а также стать просвещенным, соединиться в законном браке с любимым и позабыть о ссорах. Кроме этого, икона обладает энергией, которая решает жизненные проблемы, начиная с мелких и заканчивая крупными. Никакие иконы России, кроме тех, которые были посвящены Богородице, не занимали такое важное место в сердцах славянского народа, как изображение Николая Угодника.

Каждому человеку может встретиться своя икона Николая Угодника. Это сопряжено с тем, что праздник отмечают в разные дни календаря. Таким образом, существует икона «Николы зимнего» и «Николы вешнего». Первый при этом изображался в епископской митре, а второй — с непокрытой головой. Поэтому не следует считать, что иконы разные, и люди на них также различаются. Нет, обе они имеют одинаковое значение и чудотворное влияние на людей.

Помимо прочего, Николай Угодник также является покровителем для православных цыган. Также интересным фактом является то, что для некоторых чудотворец является Санта-Клаусом. Все потому, что, согласно одной из легенд, когда Николай оставлял мешочки бедным девушкам, а их отец хотел его встретить и отблагодарить, он предугадал эту ситуацию и бросил золото в дымоход. Именно на этой истории и построен прообраз великого и щедрого Санты.

Также следует отметить, что в Рязанской епархии празднуется день Святого Николая. Это торжество отмечается поместно и в честь изображения чудотворца. У славян архиепископ часто ассоциируется с самим Богом. Он занимает важное место в сердцах верующих и всегда помогает им справиться с недугами и неудачами. В России живут представители буддийского народа — буряты. Они отождествляют Николая Угодника с божеством процветания и долголетия. Калмыки, в свою очередь, включили чудотворца в пантеон духов-хозяев Каспийского моря.

Святитель Николай

Как ни странно может показаться некоторым неверующим, но икона Николая Угодника по-настоящему «работает». В наше время есть тому доказательства, ведь своими историями делятся простые люди, которые молились изображению чудотворца. Так, например, поместив икону в машину, многие спасались от серьезных аварий или гибели в результате опасного происшествия. Другие делятся впечатлениями о силе исцеления. Многим женщинам изображение святителя помогло обрести любовь и счастье. Святитель Николай Угодник (икона, значение которой трактуется как оберег, символ защиты, благодати и так далее) впервые был изображен примерно в 1325 году.

Место для «беседы» со святым

Наконец, хотелось бы отметить, что существует место, в котором всегда можно помолиться и «поговорить с чудотворцем» — это часовня Николая Угодника. Но просить помощи у святого можно и дома, перед его ликом либо же без иконы. Главное, необходимо это делать с благими намерениями, чистой душой и искренностью.

Это самая ранняя сохранившаяся икона «Св. Николая с житием», первая в ряду многочисленных образов, получающих с XIII века широчайшее распространение в Византии, на Балканах, в Италии и, особенно, в Древней Руси. Надо сказать, что сам житийный цикл складывается еще раньше. На Синае сохранились фрагменты триптиха XI-XII веков, в котором сцены из жития св. Николая располагались на створках. Однако, по мнению исследователей, классические житийные иконы, включающие средник и четырехстороннюю рамку из сюжетных сцен, появляются лишь в начале XIII века. Как правило, они имели особое предназначение и создавались как храмовые образы, связанные с посвящением конкретной церкви. Синайская икона служила таким образом в монастырской капелле св. Николая, упоминаемой в исторических источниках, но до настоящего времени не сохранившейся.

Образ св. Николая в среднике в основных чертах совпадает с трактовкой этого святого на синайской иконе X века. Показано поясное изображение святителя, благословляющего, с богослужебным евангелием в правой руке и в полном епископском облачении (стихаре, фелони и омофоре). В обеих иконах подчеркнуто значение омофора, украшенного золотыми крестами с орнаментами. Однако в более поздней иконе появляется мотив лежащего на омофоре евангелия. Напоминая об участии святителя в богослужении, он в соответствии с духом времени акцентировал литургический смысл образа. Можно отметить и существенные отличия в типах лиц и образных характеристиках. Иконописец XIII века подчеркивает старость св. Николая , акцентируя внимание на высоком лысом лбе и крупных морщинах. Он создает образ, в котором подчеркнуты не гармоничная одухотворенность и спокойная мудрость отца Церкви, а строгость аскета и непреклонность борца за веру, наделенного божественной силой.

Однако наиболее важным нововведением стало появление по сторонам святого поясных изображений Христа с евангелием и Богоматери с омофором. Этот иконографический мотив известен уже в памятниках XII века. Примечательно, что в том же столетии появляется житийный текст «Чудеса Николая» (Periodoi Nikolaou), в котором, в отличие от основной версии Симеона Метафраста, дается объяснение крайне необычному изображению одновременного явления святому Христа и Богоматери.

В тексте говорится, что св. Николай участвовал в Первом Вселенском Соборе 325 года в Никее, на котором ударил по лицу еретика Ария, возводящего хулу на триединого Бога. За этот проступок святой был лишен епископского сана и посажен в тюрьму, где ему явились Христос и Богоматерь, вручившие защитнику веры евангелие и омофор как знаки его архиерейского достоинства. Рассказ о «Никейском чуде» с разными подробностями вошел в более поздние версии жития св. Николая. Интересно, что в древнем «Составленном житии» X века предлагается другая версия события: Христос и Богоматерь с евангелием и омофором являются святому накануне его поставления в епископы.

И самое главное, в тексте говорится, что это событие давно изображается на «чтимых иконах», представляющих Христа слева, а Богоматерь справа от образа святого. Можно думать, что композиция «Св. Николай между Христом и Богоматерью» имела важный древний прототип в византийской иконографии и именно поэтому утвердилась в качестве самостоятельного иконного образа, выделившегося из ряда житийных сцен. Однако распространение она получает лишь в XII веке в связи с появившимся новым сказанием и характерным для эпохи стремлением к литургизации образа.

Вручение евангелия и омофора напоминало об архиерейском служении св. Николая , неотделимом от его чудес.

На полях синайской иконы представлены 16 житийных сцен, которые в основном следуют житию Симеона Метафраста, хотя используются и другие тексты. Изображения сопровождают краткие поясняющие надписи, обычно лишь называющие сюжет. Последовательность событий часто нарушается, в том числе и потому, что художник должен был представить непростую комбинацию из восьми горизонтальных и восьми вертикальных композиций. Цикл традиционно начинается с рождения и заканчивается погребением св. Николая. На верхнем поле видны три сцены «Обучение святого», «Поставление в священники», «Поставление в епископы» и чуть ниже на левом поле «Литургия св. Николая». Они образуют литургическую группу сцен, которым в иконе по сравнению с текстом жития уделено гораздо больше внимания. Иконописец сознательно усиливает тему священнического служения, сцены на полях раскрывают и комментируют литургическое содержание центрального образа в среднике. Интересно, что и с точки зрения цветовой композиции изображения красных алтарей также создают важный колористический и смысловой акцент.

Главную тему житийного цикла составляют 10 сцен чудес, которые без видимой логики показаны на боковых и нижнем полях. На левом поле под «Литургией св. Николая» изображена история спасения трех невинно осужденных военачальников императора Константина («Три военачальника в темнице», «Явление св. Николая во сне Константину», «Три военачальника благодарят святого»). Две иллюстрации из того же сказания, составляющего древнейший пласт в житие, расположены в центре правого поля («Явление святого Авлавию» и «Три военачальника перед лицом Константина»). Сверху и снизу к ним примыкают два знаменитых чуда: «Чудо на море» и «Изгнание беса из кипариса Плакомы». На нижнем поле еще три сцены, в двух композициях показано «Избавление Василия от сарацин» и затем «Спасение трех мужей от казни». Чудеса святого отличаются разнообразием и характером действенной помощи. Именно эти два качества определили исключительную популярность св. Николая.

Знаменательно, что иконописец не стремиться к подробному изображению событий, столь увлекательно описанных в житии. Он лишь напоминает о подвигах и силе святого, как бы подтверждая действенность обращенной к нему молитвы. Сцены вызывают в памяти литургические песнопения и чтения, прославляющие деяния святого на утрени дня празднования (6 декабря), которая на Синае совершалась перед «Св. Николаем с житием». Такие изображения не имеют самостоятельного значения и не являются иллюстрациями в строгом смысле слова, они ближе к знаку и символическому орнаменту. Сцены обрамляют главный образ подобно драгоценному венку, в котором каждое звено есть элемент целого. В этой связи примечательно, что истоки житийных икон находят в драгоценных окладах.

Правильность подобного понимания доказывает стихотворная надпись византийского поэта начала XIV века, вероятно, сделанная на некой иконе св. Николая по случаю добавления к ней серебряного оклада. Чудеса святого прямо сравниваются с драгоценным окладом: «Поэтому получи от нас золотое украшены вместе с каменьями, уложенными в нем. Для того, чтобы быть с невидимым кольцом твоих молитв и с духовными каменьями твоих чудес. Ты отгоняешь от нас скрытые напасти».

В келлии святителя Николая Чудотворца особо почитают Николая Нового (его называют также Вуненским или Ларисским). Этот византийский святой широко известен и любим в современной Греции, к месту его гибели приходят ежегодно тысячи паломников, но вот в России о нём пока ещё знают не так много. Поэтому мы и хотим рассказать хотя бы вкратце об этом необыкновенном святом и о совершаемых им чудесах. Св. Николай родился в Анатолии, на полуострове Малая Азия – это современная территория Турции, но в те времена там простиралась Византийская империя и всё население было православным. Николай был воспитан в христианской вере и был благочестивым молодым человеком, но в то же время отличался силой, мудростью и отвагой. Когда он поступил на военную службу, император Лев VI Мудрый обратил внимание на его способности, назначил его тысяченачальником и послал его с войсками в Лариссу, в греческой провинции Фессалия. Св. Николай готовил своих воинов не только к борьбе военной, но также и к брани духовной, учил их стоять за веру и полагаться на Господа.

В начале X века в Фессалию опять вторглись арабы, взяли Димитриаду (ныне Волос), и, истребляя население и грабя города и сёла, приблизились к Лариссе. Арабы, принадлежавшие к Багдадскому халифату, уже в течение столетия опустошали Византию, завоевали остров Крит, а мусульманские пираты разоряли восточное Средиземноморье. Понимая, что его отряду не устоять перед превосходящими вражескими войсками, Николай приказал вывести всё население из города. Сам же он с несколькими воинами ушёл в Вунену. Вунена – это гора в Фессалии, ныне именуемая Отрис, рядом с Тирнавой в 16 километрах северо-западнее Лариссы, там рос высокий лес и в густых зарослях были спрятаны кельи, в которых жили отшельники и добродетельные подвижники. Там святой подвизался в скиту вместе со своими товарищами. Однажды ночью они молились, и явился им Ангел Господень, и сказал: «Будьте готовы и стойте твердо, ибо через несколько дней примете мученическую кончину, дабы получить награды и венцы подвижников и унаследовать Царствие Небесное».

Несколько дней спустя завоеватели напали на скит. Николай шёл впереди христианских воинов и ободрял их пламенными словами, так что сначала они взяли верх над врагами, но потом оказались в окружении. Арабы схватили их и подвергли жестоким пыткам, требуя отказа от христианской веры. Святые остались непреклонны, выдерживали стойко все мучения, как будто кто-то другой страдал за них, и скончались, не отрекшись от Христа и Его Царства. Их звали: Ардомий (Армодий), Григорий, Иоанн, Димитрий, Михаил, Акиндиний, Феодор, Панкратий, Павел, Христофор, Пантолеон, Еводий и Емилий (Емилиан). Две женщины, Ирина и Пелагия, также удостоились мученической кончины.

Но для св. Николая час еще не пришел, и ему единственному на этот раз удалось чудесным образом спастись. Уйдя чуть дальше на юг, он укрылся на лесистой горе Вунени, рядом с Кардицей. Некоторое время он вёл там безмолвную и святую жизнь в пещере у большого дуба, предаваясь постоянной молитве.

Арабы-захватчики тем временем продолжали истреблять народ и всюду искали прославленного полководца. Наконец они обнаружили его, внезапно напав, схватили и пытками хотели заставить отречься от Христа и принять их веру. Николай отвечал, что сохранит верность Ему до последнего издыхания. Поняв, что не смогут поколебать его твердой веры, враги решили предать его жестокой и мучительной смерти. Поэтому они били его до тех пор, пока земля не побагровела от его святой крови. Два или три раза менялись бичевавшие, но святой держался мужественно и доблестно, молясь: «Терпя потерпех Господа» (Пс. 39). После этого, привязав его к дереву, мусульмане стреляли в него из лука и, взяв его копье, метали в него. Варвары долго глумились над ним, а затем пронзили насквозь его собственным копьём и отсекли голову. Это произошло 9 мая (22 мая по современному стилю).

После того, как захватчики ушли, Ларисский епископ вместе с выжившим населением вернулся в город. Он перенёс в Лариссу мощи Тирнавских мучеников. Но тело святого Николая до времени оставалось скрытым внутри дуба и было чудесным образом сохранено от тления и диких зверей.

Много лет спустя, около 985 года, фессалийский наместник Евфимий заболел проказой – одной из самых страшных болезней средневековья. Исчерпав все врачебные средства, он обратился за помощью к святым. Ему было видение, в котором он получил указание искупаться в источнике рядом с телом святого Николая на горе Вунени в окрестностях Лариссы. В результате кропотливых поисков в глухом лесу ему удалось найти наконец это место и обрести тело святого, сохранявшееся нетленным и источавшее благоухание. Полный благодарности и радости вельможа расчистил это место и построил там церковь, посреди которой был поставлен гроб со святыми мощами мученика. После нового откровения Евфимий нашёл и источник. Искупавшись в нём, он полностью исцелился.

Помимо этой церкви на месте мученической смерти святого, Николаю Вуненскому посвящены многие церкви Фессалии. Его честная голова, источающая благодать, покоится в серебряном ларце в монастыре святителя Николая Мирликийского на острове Андросе.

В Вунене, на месте смерти святого Николая Нового, с момента обретения его мощей стали происходить чудеса, подобных которым нет больше нигде на земле, и слава о которых быстро распространилась по всей Греции. Каждый год, в день его памяти 9 мая (по старому стилю), из огромного дуба, у которого его убили арабы, а также из многих деревьев в окружающей роще течет темная-красная жидкость, похожая на кровь. Сделанные в научной лаборатории химические анализы этой жидкости показали удивительную вещь: по своему составу жидкость полностью соответствует человеческой крови, но при этом не имеет группы крови. В день памяти святого в роще около священного дуба служится молебен, на праздник стекается огромное количество верующих. Люди с молитвой собирают льющуюся из деревьев кровь в бутылочки. Монахи монастыря свт. Николая Мирликийского также с трепетом собирают кровь и привозят её в монастырь. Эту величайшую святыню они раздают всем страждущим. От святой жидкости из кровоточащих деревьев происходило множество исцелений. Особенно помогает кровь святого при онкологических заболеваниях, зафиксировано несколько историй чудесных выздоровлений больных, от которых врачи уже отказались. Помогают капли крови святого и при других болезнях. Засвидетельствовано и множество чудесных явлений святого болеющим.

Но чудеса, совершенные Николаем Новым, не ограничиваются исцелениями. Во время Второй мировой войны, когда Греция была оккупирована фашистами, святой воин Николай Новый помогал своим соотечественникам, отводя от них врага.

В последние годы пузырьки с чудодейственной кровью Николая Нового привозятся с паломниками и монахами и в Россию, где уже свершилось несколько исцелений от неизлечимых болезней. Помогает также и идущая от сердца молитва, обращенная к святому. Святой Николай Новый – мученик, не предавший свою веру, воин-защитник и целитель от страшных болезней – становится все более и более почитаем в России.

Житие святого, молебен с акафистом и его чудеса можно прочитать в книгах:

«Память святого мученика Николая Нового из Вунени и с ним пострадавших» // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011, т. V, с. 127-130.

«Николай Новый, в Вуненах подвизавшийся». М. Издательство Сретенского монастыря. 2005.