Икона божией матери боголюбская. Боголюбская икона божией матери Образ боголюбивой пресвятой богородицы

Дева днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи, святый князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует, нас бо ради молит Богородица Превечного Бога.

Кондак Пресвятой Богородице
в честь иконы Ее Боголюбской

Ныне насчитывается немногим более трех десятков доподлинно «домонгольских», то есть написанных еще до Батыева нашествия, русских икон. Среди них и несколько образов Богородицы, в том числе «Великая Панагия» из Ярославля, иконы «Знамение» Новгородская, «Умиления» Белозерская, Печерская-Свенская… К ним принадлежит и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, исполненная утонченнейшей пластики и удивительной одухотворенности.

Написан этот образ в 1157 году. Примечательно, что целых девять лет пребывал он при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира (а оттуда в 1395 году – в Москву). Тем самым Боголюбская – одна из первых икон, написанных русскими мастерами, – словно бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола Луки) образа Пречистой, став своего рода хранителем первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси.

Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях; взял он с собою и чудотворный образ Царицы Небесной. Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной, замерли как вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой. Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему.

Такой и изобразили княжеские мастера Богоматерь на иконе, написанной в память об этом событии (происшедшем 18 июня по старому стилю) и установленной в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Название для этого пригородного дворца (впоследствии вокруг него разрастется и предместье Владимира) избрал сам князь, узревший, что «Матерь Божия возлюбила место сие».

Князь Андрей часто уединялся здесь для молитвы; тут он и принял в 1174 году мученическую кончину от рук своих же подданных – бояр Кучковичей.

Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой Матерний покров монастыря, и слава его, и внешнее благосостояние век от века росли.

В XV веке великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля. А богомольный царь Федор Алексеевич в 1680 году украсил первый образ Боголюбской золотым крестом.

На позднейших списках с чудотворной часто изображают еще и встающие от земли очертания самого монастыря с фигурой склонившегося перед Пречистой князя Андрея, вошедшего в историю с тем же именем, что и основанная им в Боголюбове обитель.

В 1915 году замечательный русский византолог Н.П. Кондаков (1844-1925) сетовал, что Боголюбская, этот «драгоценный по строгости общего типа памятник», клонится, «к сожалению, к окончательному разрушению».

Поэтому еще в 1918 году в самом Боголюбове были предприняты первые пробные раскрытия иконы. По сделанным тогда фотоснимкам (в цвете) видно, что раньше сохранность иконы была намного лучше. Дело в том, что после 1918-го реставраторы Владимире-Суздальского музея не раз пропитывали ветшавшую доску иконы (липовую, из трех частей) парафином, что к середине XX века привело к резкому ухудшению ее состояния. Поэтому в 1956 году Боголюбская была передана из Владимиро-Суздальского музея реставраторам Центральных реставрационных мастерских (ныне Всероссийский реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря).

Восемь лет, с 1963-го по 1971-и, реставратор М.В. Романова снимала парафин четыреххлористым углеродом. С 1965-го по 1968-й она постепенно раскрывала живопись по бокам, снимая многослойные (от XIX до конца XIII века) записи; только к 1970 г. удалось дойти до первоначальной надписи на свитке, причем оказалось, что и сам свиток этот, и изображение Спаса в правом верхнем углу дописаны не ранее XIII века, а текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою…») уже в XVIII столетии; изначально их не было.

Хитон (нижнее одеяние) Богородицы – зеленовато-серого цвета, мафорий (плащ, покрывающий и Ее главу) – коричневый, тени на нем написаны сажей, а освещенные места выделены яркой киноварью. На челе и плече Пречистой сохранились отверстия для накладных звезд из драгоценного металла, некогда украшавших мафорий; вероятнее всего, таким же был изначально венец вокруг Ее главы.

Сверху написаны Спас, Богородица, Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил – в этом предание видит изображение личных моленных икон князя Андрея Боголюбского.

Семь лет (1971-1976) ушло у М.В. Романовой на то, чтобы тонировать утраченные места. Еще в процессе реставрации Боголюбская икона впервые за несколько десятилетий была показана на выставке (1974) в Третьяковской галерее: там можно было узреть, пусть и «хрупкое», видение изначального ее облика, подлинную икону, а не репродукции с фотопластинок 1918 года, единственно доступные нескольким поколениям искусствоведов.

Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. На нем помимо Пречистой изображены молящиеся московские святители и блаженные, и сам этот особый извод, в XVII столетии известный как «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей белокаменной столицы.

Ко дню празднования Боголюбской, то есть к 18 июня по старому стилю, перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на три дня ставилась в специальной шатровой часовне-»палатке». На это время езда через Варварские ворота прекращалась – вся площадь заполнялась богомольцами, желавшими приложиться к чудотворной. Именно здесь в 1771 году зародился знаменитый «Чумной бунт» после того, как архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский) запретил страждущим москвичам искать у Боголюбской исцеления от чумы. Шатровую часовню XIX века снесли в 1928 году, спустя пять лет та же участь постигла и сами древние Варварские ворота – ныне лишь основание их можно видеть в близлежащем подземном переходе. Сам чудотворный список пребывает ныне в Петропавловском храме у Яузских ворот (каждую пятницу ему служится здесь молебен с акафистом), а его «заместительница» (на время, пока образ спускался в часовню) – в Воскресенском храме в Сокольниках (акафист по понедельникам).

В первопрестольной столице Боголюбской иконе Божией Матери был посвящен еще и летний собор Высокопетровского монастыря (усыпальница бояр Нарышкиных); в северной же столице – лишь домовый храм при Александро-Невском приюте – доме призрения бедных духовного звания в конце Невского проспекта.

Чудотворные списки с Боголюбской имелись в Калужской губернии в селе Юрьевское Боровского уезда (эта икона в середине XIX столетия избавила от холеры города Боровск и Малоярославец) и в Тарусе (прославилась в 1848 году); в Рязанской губернии в селе Зимарово близ Раненбурга (прославилась также в 1848 году); в Тамбовской губернии в городах Козлов и Ела-тьма (прославились в 1771 и 1831 годах), в Ярославской губернии в угличском храме во имя царевича Димитрия (прославилась в 1654 году). Все они принесли чудесное прекращение моровых язв и поветрий; это стало отличительной особенностью благодатного воздействия всех списков с Боголюбской.

В ее честь были устроены обители: мужская «Киновия», приписная к Троице-Сергиевой лавре (на полуострове близ Гефсиманского скита); женские в губерниях Пермской (в селе Сарсы-Вторые Красноуфимского уезда) и Костромской (в лесных дебрях под городом Макарьевом).

Возобновленная к началу 1990-х, Боголюбская обитель под Владимиром сохранила все свои храмы, включая древнейший Рождественский, соборный Боголюбский (где у правого столпа пребывала чудотворная) и приписной к монастырю, всемирно знаменитый храм Покрова Богородицы на Нерли.

Образа Боголюбской пребывает ныне в специальном «климатическом киоте» в местном ряду собора Успенского Княгинина монастыря во Владимире.

Тропарь, глас 1:

Боголюбивая Царице, Неискусомужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человеческому роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.

Молитва

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

Икона Божьей Матери “Боголюбская” (Боголюбивая).

Молитва перед иконой Божьей Матери “Боголюбская”.

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на предстоящия с верою и любовию и покланяющияся Пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас, грешных, ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостныни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветании и ссоры, сохрани от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Свою милостивную помощь на пути, в мори и на суше, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати, с твердым упованием возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву! Не отрини наших слез и воздыхании, не забуди нас во вся дни живота нашего, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем Преблагословенное и Всепетое Имя Твое. Аминь.

О Чудная и Высшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши нас, грешных и недостойных раб Твоих, в час сей молящихся и припадающих к Тебе с воздыханием и слезами и умильно глаголющих; изведи нас от рова страстей, Владычице; избави нас от всякия скорби и печали; огради от всякия напасти и злых клевет, от неправедного и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Матерь наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти: разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, Егоже умоли, Владычице, да спасеннии Тобою славим и в будущем веце Всесвятое Имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в бесконечныя веки. Аминь.

Боголюбивая Царице, неискусомужная Дево Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождашагося от Тебе Сына Твоего Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, и мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человечу роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Твоею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити, и спаси души наша.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, егоже благоверный князь Андрей даде нам на враги в победу и всем верным во спасение.

Святые угодники: житие, память, страдание

Другие иконы:

Икона святителю Иннокентию, чудотворцу Иркутскому

Икона преподобному Иринарху, затворнику Ростовскому

Икона Божией Матери «Тучная Гора»

Икона Гавриилу Белостокскому

Икона Димитрию Угличскому и Московскому

Икона Варлаам Важский, Пинежский, Шенкурский

Икона Блаженный Иоанн Власатый, Ростовский

Икона Божьей Матери Тихвинская

Икона священномученику Зотику, сиропитателю, пресвитеру

Икона святому преподобному Мартиниану

Икона святой преподобной Марии Египетской

Икона святому преподобному Иоанну многострадальному Печерскому

Икона святитель Алексий, Митрополит Московский и всея Руси чудотворец

Икона святому Георгию Победоносцу

Православные информеры для сайтов и блогов Все иконы к Пресвятой Богородице и святым.

Молитва богородице боголюбская

икона Божией Матери БОГОЛЮБСКАЯ Боголюбивая

Описание иконы Божьей Матери «БОГОЛЮБСКАЯ»:

В 1157 году святой благоверный великий князь Суздальский Андрей Юрьевич (Георгиевич), один из первых собирателей и строителей Российской земли, названный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород и направился на свою родину, в Ростово-Суздальскую землю.

Святому князю Андрею сопутствовала чудотворная икона Пресвятой Богородицы, нареченная впоследствии Владимирской и ставшая покровительницей всей Российской земли. 18 июня примерно в десяти верстах от Владимира повозка с иконой без видимых причин внезапно остановилась, и лошади не могли сдвинуть её с места. Замена лошадей также ни к чему не привела. Князь Андрей приказал совершить молебное пение в честь Божией Матери перед Её чудотворной иконой, потом уединенно молился в шатре. Во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире , а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества.

Чудотворная икона была торжественно возвращена во Владимир, а на месте явления Божией Матери князь Андрей заложил белокаменную церковь Рождества Богородицы и основал монастырь. В память о том, что Божия Матерь возлюбило это место, монастырь стали называть Боголюбским. Позднее так же был назван и возникший рядом город.

Вдохновлённый явлением Пресвятой Богородицы, святой князь Андрей, которого с тех пор стали называть Боголюбским, повелел написать на кипарисовой доске икону, изобразив Пречистую Деву такою, какой Она ему явилась. На иконе Богородица изображена стоящей с поднятыми в молитве руками и с ликом, обращённым к явившемуся Ей Господу Иисусу Христу. В правой руке Божия Матерь держит хартию с Её молитвой к Сыну Своему: «Да благословит Он место сие, Ею избранное». Новописанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Богородицы и названа Боголюбивой, или Боголюбской.

В советское время после закрытия монастыря чудотворный образ хранился во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. В мае 1993 года Боголюбская икона Пресвятой Богородицы возвращена Церкви и в настоящее время находится в Успенском соборе Княгинина монастыря во Владимире. Для древней святыни изготовлен специальный киот, в котором поддерживаются оптимальные климатические условия.

Существует несколько разнящихся между собой изводов Боголюбского образа. Смотрите ниже по списку икон Божией Матери.

На МОСКОВСКОЙ БОГОЛЮБСКОЙ иконе Божией Матери помимо Спасителя и Богородицы изображены наиболее чтимые святые.

МОЛИТВЫ Божией Матери ПРЕД ЕЯ ИКОНОЮ “БОГОЛЮБСКАЯ” Боголюбивая

О, Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на предстоящия с верою и любовию и покланяющияся Пречистому образу Твоему; приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас! О, Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и ссоры; сохрани от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы; подай нам Свою милостивую помощь на пути, в мори и на суше, да не погибнем люте. О, Всемилостивая Боголюбивая Мати, с твердым упованием возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву! Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни живота нашего, но всегда пребывай с нами, и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем Преблагословенное и Всепетое имя Твое. Аминь.

О, Чудная и Вышшая всех тварей, Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши нас, грешных и недостойных раб Твоих, в час сей молящихся и припадающих к Тебе с воздыханием и слезами, и умильно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице: избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о, Благодатная Матерь наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти: разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим и в будущем веце Всесвятое имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

Боголюбивая Царице, Неискусомужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и Рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа и Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырям святыню и всему человечу роду спасение. Грады наша страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междоусобныя брани сохрани. О, Мати, Боголюбивая Дево! О, Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.

Дева днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи, святый князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует, нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЯ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ “БОГОЛЮБСКОЙ” (“БОГОЛЮБИВОЙ”)

Взбранной Воеводе, Боголюбивей Царице, превысшей всякаго создания, Деве и Матери Христа Бога, похвальная восписуем ти раби Твои, Богородице! Ты же, яко Боголюбивая и Всемилостивая Мати, благоизволившая явити пресветлый Свой лик благоверному нашему князю Андрею, от бед и скорбей сохрани ны и храм сей, да зовем Ти: Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Ангелов превысшую вся Небесныя Силы величают Тя, Богородицу Царицу, мы же грешнии на земли, чудному Божию о Тебе смотрению дивящеся, всею душею, сердцем и устнами дерзаем глаголати: Радуйся, благословенная в женах Дево Благодатная; радуйся, Всевышняго Мати, Духа Святаго пребывание. Радуйся, Царице Небесе и земли и всех Небесных Сил высшая; радуйся, ангелы чтимая, от серафим воспевае-мая. Радуйся, благословляемая на Небеси и славимая на земли; радуйся воистинну Присноблаженная и Пренепорочная. Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Видящи Премилосердная Матерь Божия земное скорбное житие наше, немощи и болезни, благоизволи явити чудо, избрав сосуд благодати и милостей Своих к нам – благочестиваго князя Андрея. Обаче и мы с радостию несказанною припадаем к Тебе, Владычице, и из глубины души благодарим Тя, нашу дивную Заступницу, воспевающе Богу: Аллилуиа.

Разумети хотя чудо, явленное милостию Твоею, Пресвятая Богоро-дице, егда кони, везший святый образ, сташа и людие к шествию подвигнути их не возмогоша, благоверный князь Андрей нача со слезами молитися к Тебе, Владычице, да покажеши, Пречистая, волю святую Свою, Ты же в видении благоволила еси открыти преблагий совет Твой. Темже и мы, чудо сие воспоминающе, преклоньше колена, взываем сице: Радуйся, прославившая место обители Твоея дивным чудодействием и в сем милость преизобильную нам показавшая; радуйся, страну Владимирскую светом Своим озарившая и лучи света на всех нас простирающая. Радуйся, всеблагая наша Наставнице, любовию нас привлекающая; радуйся, Охранительнице наша от бед и болезней. Радуйся, у Господа спасения нашего Ходатаице, Царице наша Небесная; радуйся, за вся благодеяния Твоя благодарению нас научающая. Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Сила Вышняго осеняет всех, с верою и благоговением притекающих к Тебе, Пречистая Госпоже Богородице, и уповающих на Твою милость; понеже всякое благое прошение приемлеши тепле. Благоверный князь моляше Тя, Владычице, явити волю Твою, преисполнився трепета пред таинством Твоего о нем произволения. Такожде и мы к Тебе, Пречистая, прибегаем, умиленно вопиюще: все-милостивая Покровительнице наша, научи и нас прославляти всечестное и всехвальное имя Твое и достойно воспевати Богу: Аллилуиа.

Имеяй на пути, яко Боготечную звезду, честный образ Твой, Владычице, благоверный князь в прилежней молитве своей пред чудотворною Твоею иконою сподобися яве узрети Тя, Царицу Небесную, и теплое ходатайство Твое Богу приносящую о месте явления Твоего и о всем мире. О, Божия Мати, Пречистая Богородице! Со умилением припадаем к Тебе и, богатыя Твоея милости ожидающе, умильно вопием Ти: Радуйся, Радосте наша и крепкая Заступнице; радуйся, Покрове наш и наше Утешение. Радуйся, Охранительнице наша и наше Упование; радуйся, Отрадо наша и дивное о нас попечение. Радуйся, Похвало наша, чудесы нас удивляющая; радуйся, Прибежище наше и залог вечнаго спасения. Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Недоумевает ум наш, како достойно есть восхвалити Тя и дивное явление Твое, Пресвятая Владычице: яко солнце лучи испущающи, предстала еси молящемуся князю и тако рекла еси: “Не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире постави Его: на сем месте во Имя Моего Рождества церковь воздвигни и обиталище иноком состави”, и, воздевши Свои Божественнеи руце ко Владычнему образу, скрыся от духовных очес его. Преклоняем и мы колена пред Тобою, Боголюбивая Мати, и Твоя чудная явления и веления разумеюще, из глубины души воспеваем Богу: Аллилуиа.

Слыша Господь моления Твоя, Богоизбранная Царице Небесная, обеща выну исполняти, яко Преблагия Матере, прошения Твоя. Ты же, о Владычице, тогда рекла еси ко Господу усты Своими: “Владыко Многомилостиве, Господи, Иисусе Христе, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет Божественная благодать на людех Твоих, и светозарный луч славы Твоея да нисходит всегда на место сие, Мною избранное”. Истинно исповедуем, о Пречистая, яко скоро помогаеши с верою к Тебе прибегающим и, со умилением воспевающе Тебе, зовем сице: Радуйся, Молитвеннице наша пред Господем и Сыном Твоим; радуйся, Заступнице всего рода человеческаго и Защитнице народа православнаго. Радуйся, Матернюю любовь Твою всегда нам являющая и вся благая нам дарующая; радуйся, радости нам, благодати же и славы вечная Ходатаице, дивная наша Утешительнице. Радуйся, бытие обители и ниспослание на ню благодати предвозвестившая; радуйся, в память Твоего явления храм во славу Рождества Твоего устроити указавшая и тамо церкви Христовой дивное украшение явившая. Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Яко лучезарную звезду, в пределах Владимирских явленную, узре князь Андрей пресветлый образ Твой, Владычице, и в явлении сем уразумев знамение велия попечения Божия о месте явления Твоего, даде ему имя “Боголюбивое”. О Царице и Владычице! Освети и нас светом Твоим Небесным, сохраняющи нас под кровом Твоим благим, услыши всеумиленныя молитвы восхваляющих Тя и воспевающих Богу: Аллилуиа.

Видение чудное Богоматере и святая словеса Ея приемля с радостным трепетом, благоверный князь умиленно со слезами паде на землю и сладостно возблагодари Всевышняго, яко сподобися узрети Тя, Пресвятую Богородицу. Посем ускори церковь заложити, идеже ныне Боголюбивая обитель, именем Твоим красуяся, молится за весь мир пред Пречистым Твоим образом. Созерцающе в таковом событии знамение благодати, дерзаем воспевати сице: Радуйся, Милостивая, яко устроила еси тихое пристанище ищущим спасения; радуйся, Пресветлая, яко свет подаваеши всем хотящим жити в преподобии, и тем показуеши правыя стези к Царствию Небесному. Радуйся, Теплая Ходатаице о живущих в обителех Твоих, милость Свою выну им обещавшая; радуйся, яко в трудех иноческих им всегда помогаеши и к трудолюбию поощряеши. Радуйся, яко в келлиях монашеских на молитву вразумляеши и к добродетельному житию ревностно воз-буяедаеши; радуйся. Хранительнице дивная обителей святых, яко Твоею благодатною силою оныя зиждятся и преуспевают в благочестии. Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надежде и Прибежище наше.

Проповедует вея земля Российская богатая милости Твоя, Владычице, и дивное благодатное князя Андрея вразумление. Сему последуя, благоверный князь повеле образ написати тем подобием, яко же ему явися Пречистая, и, обрет святую икону, поклонися, радостно со слезами благодаря Бога и скорую нашу Помощницу, взывая: Аллилуиа.

Возсия благодать неизреченная от цельбоносныя иконы Твоея, Пресвятая и Боголюбивая Мати. Слышим и видим величие чудес, от нея бываемое, со удивлением взираем на сию икону, яко на Пресветлое лице Самой Пречистой Девы. О Госпоже, Царице и Владычице! Ты выну воздвизаеши руце Твои на моление за нас пред Сыном Твоим, не презри и вопиющих Ти похвальная сия: Радуйся, во утешение нам даровавшая образ Твой чудотворный; радуйся, новую милость и новую благодать сим в Церкви являющая и тем путь спасения показующая. Радуйся, Покровительнице наша, от бед нас спасающая и в скорбех быстрое облегчение нам посылающая; радуйся, сострадательнейшая к болезнем нашим, скорую помощь нам подающая. Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Хотя благоверный князь достойно почтити пресвятую волю Твою, Владычице, собра архиереи, священники и людей множество, да ублажат Тя хвалебно собором. О, чуднаго торжества! О, премудрости судеб Твоих, Владычице! Преславно преносится чудотворная Твоя икона в дивный храм всечестнаго Рождества Твоего. Чудодействием прославляется церковь Твоя, о Госпоже Богородице, и вси предстоящии, радости и умиления исполнении, преклоньше колена, целуют Твой пречистый образ и взывают: 0, Мати Боголюбивая, осени всесильною Твоею десницею и нас, воспевающих Богу: Аллилуиа.

Дивна дела Твоя, Владычице! Вси людие, здравии и болящии, бога-тии и нищии, вси прибегаем к Тебе, сострадательнейшей Матери нашей; не отрини нас от лица Твоего, буди милостива к нам, недостойным рабом Твоим, во всех путех жизни нашел, защити и помилуй от всея души любовию вопиющих Тебе таковая: Радуйся, ненадеющихся надеяние и печальных утешение; радуйся, о скорбящих попечение и бедствующим помоще. Радуйся, алчущих кормительнице и нищих одеяние; радуйся, убогих заступнице и болящих исцеление. Радуйся, старцев покровительнице и юных воспитательнице; радуйся, враждующих примирение и обидимых защитнице. Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надежде и Прибежище наше.

Дивное чудо пронесения преславныя иконы Твоея, Владычице, торжественно вси чествуем и ежегодно в сей светлый праздник благодарно воспоминаем вся неизчетная благодеяния чудес, Тобою, Пречистая, от иконы дивно источаемых; и тебе, угодниче Божий Леонтие, в помощь призываем, чтуще с любовию честную память твою, да молитвами твоими сподобимся у Пречистыя обрести благодать, еще непрестанно воспевати Господу. Аллилуиа.

Все величие чудес Твоих, Пречистая, несть исчислити возможно, егда безбожный царь Батый, разоряя грады и веси и храмы сожигая, со многою ратию приблизися и ко святей обители Твоей, Пречистая, вниде в церковь и, обрет чудотворную икону, дерзостно положи руку на драгия ризы. Храм со всем богатством огню предаде, точию един образ Твой, Владычице, цел обретеся и ничимже поврежден бысть. О, велие чудо! О, коль дивны знамения у благодати являеши нам, Пречистая! Кто не ублажит Тя? Кто не воспоет Твоя славная чудеса? И мы, грешнии, со умилением взирающе на святую икону Твою, толь чудесно от погибельнаго пламене сохранившуюся, со слезами взываем сице: Радуйся, яко Купина, огнем горевшая и неопальна пребывшая; радуйся, яко благодать Тебе дадеся силу огненную угашати. Радуйся, в годину напастей и испытаний оставившая нам святую икону Свою во утешение; радуйся, яко благостынею Своею угашаеши в нас огнь нечестия пламенем огня Божественнаго. Радуйся, прославившая чудесы икону Твою; радуйся, яко молитвою и целованием иконы Твоея вси мы приемлем благодатное утешение. Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Все упование возлагаем на Твою благость, Пресвятая Владычице! Милосердию Твоему несть конца, величие же Твое кто исповесть? Предстоящи с мольбою у Престола Всевышняго, коль многое множество чудес являла еси нам, Пречистая, коль дивно спасла еси славный град Москву от грознаго врага Тамерлана, коль чудно объят его великий страх пришествием Твоим в матерь русских градов и понуди абие отступити со всем воинством. Не умолчим никогда, Заступнице наша преславная, о всех Твоих благодеяниих, да не будет под спудом свет чудес Твоих, и ныне, предстояще пред Пречистым Твоим образом и молящеся умиленною душею и сокрушенным сердцем, взываем Богу: Аллилуиа.

Ветия многовещанныя не довлеют по достоянию воспети хвалу и благодарение Пречистей, како царственный град сохрани от татарских полчищ. Егда вся рать вражия отступаше от предел Московских, царь Иоанн со скорбию и слезами отпусти чудотворный образ Твой, Боголюбивая Владычице, в избранную обитель Твою, идеже со умилением и радостию неизреченною сретоша его людие, и от мала до велика, вси, преклоньше колена, ублажаху Тя, Пречистая. И мы сея радости мысленно причащающеся, Царице Небесней вопием благодарне: Радуйся, премилосердая Утешительнице наша, святую икону дати нам изволившая; радуйся, от нашествия врагов иноплеменных нас дивно спасшая. Радуйся, несокрушимый щите царей наших и отечества благонадежное утверждение. Радуйся, воинства, крепкая защито, от меча вражия сохраняющая; радуйся, от разорения, плена и лютыя смерти святою десницею Твоею всех уповающих на Тя избавляющая. Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Спасти хотя свою душу, благочестивый царь Феодор, любовию Божественною разжигаем, добре подвизася, пребывая в посте и в молитве, и, вельми любяще Боголюбивую обитель, часто ю посещаше: единожды же с теплою молитвою пред чудотворною Твоею иконою, Боголюбивая Мати, от усердия своего в дар Тебе принесе носимый на персех своих честный крест, каменьми драгими украшенный. Взирающе на сие дивное украшение иконы Твоея, о Пречистая, радуемся вси духовно о сем, како Тя, Царицу и Владычицу, славят и чтут вси вернии, и молящеся вопием Богу: Аллилуиа.

Стена еси Ты, ограждающая ны от всяких болезней. Пресвятая Богородице, егда со умиленною молитвою призываем в помощь нашу Твое Матернее милосердие. Аще бо Ты не бы предстояла, Боголюбивая Мати, молящи о нас, кто бы нас избавил от смертоносных ран и язв всегубительных! Со умилением созерцаем, како на пути благодатнаго шествия Твоего вси болящии чудесно исцеляхуся и струпи на телесех во мгновение ока врачевахуся. Темже и мы, припадающе к цельбоносней иконе Твоей, молим Тя, Владычице: не остави ны милостию Твоею пребогатою, избави ны от всяких болезней, наипаче же от смертоносныя язвы и пагубы. О Пресвятая Богородице! Благопоспешно спаси нас и помилуй с верою и любовию вопиющих Ти из глубины души: Радуйся, страны нашел православныя дивная Покровительнице, многажды от бед и напастей ю избавлявшая; радуйся, страдальцев благодатным утешением венчающая и расслабленным скорое восставление дающая. Радуйся, слепым прозрение и хромым от недуга их дивное избавление даровавшая; радуйся, пораженных различными недугами и болезнями чудесно исцеляющая. Радуйся, скорбящих родителей в лишении чад их утешающая благодатною Твоею помощию; радуйся, Целительнице наша в страданиях телесных и благая Утешительнице в печалех наших душевных. Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Пение благодарственное всеумиленно приносит Тебе, Боголюбивая Мати, вся страна Российская за чудное избавление от смертоносныя язвы, толь гибельно ю поразившия. Светлии дни дивных исцелений начертаны на сердцах верующих, и моления теплыя возносятся ежегодно в память сего радостнаго торжества, егда святая икона Твоя, Владычице, с пении духовными приносится в славный град Владимир. Красуйся и ликуй, благословенный граде! Торжествуйте, правовернии, зряще несомую икону Владычицы, источающую неисчетныя исцеления всем притекающим к ней с верою и любовию! Преклоняем и мы колена пред Тобою, Пресвятая Богородице, величаем Тя и молим: приими милостивно и от нас жертву хвалы и прославления, приносимую Тебе от недостойных раб Твоих, вопиющих Богу: Аллилуиа.

Светозарную икону Твою, Боголюбивая Мати, с благоговением зрим в Божественных храмах Твоих, радующеся. Кто не прибегал к Тебе, Владычице? Кто не покланялся, кто не лобызал Твоя Пречистыя стопы? Кто не умолял Тя, Заступницу нашу? О Пресвятая Дево, приими веру и усердие наше, направи путь наш на стези истины, умоли Господа и Сына Твоего, да спасет нас, имиже весть судьбами, да не погибнем в нераскаянии о наших грехопадениях, и услыши моления к Тебе взывающих: Радуйся, Благодатная, всеми добродетельми пре-украшенная, Своею благодатию нас не оставляющая; радуйся, Хранительнице наша, в час смертный тьму вражию отгоняющая и по смерти нас упокоевающая. Радуйся, милостивая, милость Свою нам являющая в день испытания, воньже открыются дела наша, добрая же и злая; радуйся, Милосердая, заступление нам посылающая и тем в будущем вечныя радости сподобляющая. Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

Благодатию Божественною осеняема, святаго Иоанна Предтечу с лики архангел зрим стоящия окрест Пречистыя Матере Боголюбивыя: вкупе же ублажаем и тя, угодниче Божий, помози нам, немощным, имети веру непоколебиму, ум чист, силы и произволение освящати души наша постом и молитвою и выну полагати хранение устом нашим, да молитвами Владычицы и твоими сподобимся достойно воспети Богу нашему: Аллилуиа.

Поюще неисчетная знамения и чудеса Твоя, Пресвятая Богородице, умиленно припадаем к пречистому образу Твоему, Боголюбивая Мати лобызающе его со страхом и трепетом, хвалим Тя яко неисчерпаемый источник благодати и молим: буди Ходатаица о нас, воздвигни руце к Сыну Твоему, да выну в жизни сей и в будущей милосердие Его неотступно будет с нами, взывающими Тебе: Радуйся, Присноблаженная, паче земнородных ведущая блаженство пребывати с Богом; радуйся, и нас участники сего блаженства соделывающая. Радуйся, Пренепорочная Дево, всецело стяжавшая чистоту, смирение и непорочность; радуйся, дарующая нам благая сия, да будем угодны Тебе и Богу. Радуйся, Всемилостивая Царице, простирающая на нас, грешных, милость Свою во всякое время живота нашего; радуйся, чадолюбивая Мати, дарующая нам Свое Матернее заступление в час смерти. Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, Надеждо и Прибежище наше.

О Мати Боголюбивая, Царице Небесная, Всемощная наша предстательнице! Малыя сия услышавши смиренныя мольбы наша, призри на ны милостивым Твоим оком; буди нам скорая Заступница в день кончины нашея и в час смертный явися нам Сама, Пречистая, простирающи руку помощи, отгоняющи духов злобы, ищущих поглотити душу нашу при разлучении от тела, и сподоби нас в будущей жизни в веселии и радовании возвеличити и прославити Тя, яко Преблагую Покровительницу нашу, да спасеннии Тобою в бесконечней веце вопием Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак)

Также читайте у нас на сайте:

Иконы Богородицы – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Литература – Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз, порчу, йогу и подобные “духовные” практики.

Боголюбская икона Божией Матери , по-другому именуемая Боголюбской Владимирской, - одна из древнейших чудотворных икон русского происхождения (XII век), написанная по велению князя Андрея Боголюбского согласно его воспоминаниям о чудесном явлении Богородицы.

Празднество Боголюбской иконе Божией Матери установлено князем Андреем Боголюбским 1 июля (18 июня по старому стилю), в день явления ему Богоматери.

Нажмите на любую фотографию, чтобы перейти в галерею

Цена: 50 000 руб.

Размер: 36 х 48,5 см

Лик - живопись.

Код - МБ37

Цена: 64 000 руб.

Размер: 43 х 55,5 см

Медь. Серебрение. Золочение.

Код - МБ38

Цена: 130 000 руб.

Размер: 41,5 х 72,5 см

Медь. Серебрение. Золочение.

Рама - ясень. Лик - живопись.

Код - МБ39

Цена: 15 0 000 руб.

Размер: 49,5 х 80,5 см

Медь. Серебрение. Золочение.

Рама - ясень. Лик - живопись.

Код - МБ40

Кому и когда дарят

  • именинникам, чей день рождения приходится на дату празднования иконы Боголюбской Божией Матери;
  • путешественникам и матерям, чьи дети пребывают в чужой стране;
  • чиновникам и политикам на любой православный праздник;
  • любому православному человеку, кому Вы посчитаете нужным, на любой православный праздник.

В чем поможет

Перед иконой Боголюбской Божией Матери просят защиты от болезней и эпидемий, стихийных бедствий (пожар, наводнение, засуха и т.п.), межнациональных и внутригосударственных конфликтов, нужды и голода.

Также путешественники перед иконой могут помолиться об удачной дороге, а матери - о здоровье своих детей, находящихся в другой стране.

В 1157 году князь Андрей Боголюбский отправился в Суздальскую землю, взяв с собой икону Богородицы. Неподалеку от города Владимира повозка князя остановилась, лошади не трогались с места. Тогда князь решил поставить шатер, где он уединился и долго молился перед иконой.

Той ночью, 18 июня, князю в ночном видении явилась Сама Пресвятая Богородица и велела оставить икону во Владимире, а на этом месте воздвигнуть храм и монастырь в Ее честь.

Князь поспешно исполнил просьбу Небесной Царицы и велел живописцам написать икону Богородицы в том виде, в каком Она ему явилась. Новонаписанная икона стала называться иконой Боголюбской Божией Матери и была торжественно перенесена во вновь воздвигнутый храм, который стал зваться Боголюбским, а возникшее рядом село - Боголюбово.

Икона прославилась многими чудотворениями. Так, во время нашествия Батыя в XIII веке храм был сожжен и только образ Богородицы чудесным образом сохранился.

Но больше всего икона прославилась в 1771 году во время эпидемии чумы в России. Так, чума не коснулась монастыря Боголюбова и близлежащего села. В городе Владимире эпидемия также прекратилась после того как икону из монастыря перенесли в город.

Списки с чудотворной иконы Боголюбской Божией Матери также прославились чудотворениями. Окончанием страшных эпидемий и исцелениями известны Угличский, Московский, Тульский, Козловский, Елатемский, Зимаровский, Юрьевский, Усманский и Тарусский списки.

Сегодня Православная Церковь особенно бережно относится к древним образам, так называемым «домонгольским», т. е. тем, которые были написаны до 1200-х годов. Таких образов сохранилось всего около тридцати и каждая из них невероятно ценна для русского народа. К таким реликвиям относится и чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Боголюбская».

История написания святого лика

Боголюбская икона была создана приблизительно в 1157 году, при этом в ней прослеживаются некие схожие черты с отдельными образцами иконографии времени Комнинов (мозаики в Испании, Италии, и в соборе Псковского монастыря). Исходя из этого, многие исследователи склоняются к мнению, что эта доска была написана византийским мастером, который прибыл на Русь вместе со свитой принцессы Комнины в Боголюбово, где и была позже создана Боголюбская икона Божьей Матери.

Боголюбская икона Божией Матери

В 1155 году князь Андрей переехал в земли Суздали, взяв с собой несколько драгоценных образов. По легенде, подъезжая к Владимиру его лошади замерли и ничто не могло заставить их начать двигаться. Князь Андрей воспринял это как чудный знак и дал обет возвести в том месте монастырь в честь Божьей Матери, поскольку увидел Ее в видении там же в том образе, который позже был изображен византийским мастером. По легенде это произошло 18 июня (1 июня по новому стилю), что и стало датой празднования образа.

Князь Андрей часто приезжал в ту обитель для молитвы и уединения, здесь же он и погиб от руки предателей. Там в обители Боголюбская икона хранилась все время, несмотря на постоянные нашествия половцев и татар.

Важно! Именно благодаря защите Богородицы монастырь не был разграблен или разрушен, наоборот, его благосостояние из года в год увеличивалось.

Со временем доску облагораживали и копировали: в XV веке по приказу князя Василия Темного был написан список, поставленный в Московский Кремль, а в 1680 году по приказу царя Федора первый образ был оснащен золотым распятием. Позднее был дорисован Христос на доске и очертания самого монастыря, как и склонившаяся фигура князя Андрея.

С 1900-х реликвию пытались реставрировать, ведь ее вид к тому времени был катастрофический отчасти из-за плохих условий хранения, отчасти из-за некачественной реставрации, совершенной ранее. Дело в том, что раньше мастера пропитывали доски парафином, а это ухудшило состояние дерева. В 1963–1971-х годах реставрация проходила под руководством мастера Романова, которая удаляла весь парафин и восстанавливала (тонировала) утраченные места.

После завершения реставрационных работа ее впервые выставили в Третьяковской галерее.

Внимание! Сегодня Боголюбская доска хранится в специально обустроенном климатическом саркофаге в соборе Успенской обители в городе Владимире.

Описание чудотворного образа

Данный образ Пресвятой Богородицы относят к виду «Агиосоритиссы» (защитница) - на ней Дева Мария изображается обычно без Христа с молитвенно сложенными руками. Часто на подобных изображениях в верхнем правом углу рисуется Христос, который благословляет народ, а перед Пресвятой Богородицей рисуется пророки или другие персонажи Библии (иногда и заказчик).

Боголюбская икона отличается от традиционного типа «Агиосоритиссы» и несет в себе некоторые черты «Оранты» и «Одигитрии».

Подлинная Боголюбская сохранилась в очень плохом состоянии, но усилиями реставраторов сегодня можно увидеть ее в первоначальном виде. Пресвятая Богородица изображена в полный рост, ее руки сложены в молитвенной просьбе и воздеты к Иисусу Христу, который изображен в верхнем правом углу. Над головой Марии - клейма с 5 другими чудесными образами, которые князь Андрей привез с собой, а в правой руке Мария держит пергамент с молитвой. Сверху нарисованы святые и архангелы.

Икона Пресвятой Богородицы «Боголюбская»

Первозданный образ Боголюбской, который стал ясен после последней реставрации, исполнен в необычных ярких цветах. Одежда Богородицы изображена как зелено-серый хитон и кирпичный мафорий, который когда-то был украшен накладными звездами из драгоценных металлов (отверстия от них остались на доске) и венцом. Тени на хитоне выписаны сажей, а освещенные места-яркой киноварью.

Отдельно стоит отметить лицо Девы Марии: глаза яркого-синего цвета и румяный яркие щеки, что существенно отличается от византийских образов и воплощает традиционные представления славян о красоте женщины. Все это было изображено на светлом фоне с серебристым оттенком.

За все частые реставрационные работы доска покрылась большим слоем краски и парафина, которые лишь недавно (в 1970-ом году) аккуратно удалили, чтобы открыть первозданный облик образа. Последняя реставрация также открыла, что надпись на свитке и изображение Спасителя в правом верхнем углу, были приписаны около 13-18 веков, т.е. изначально отсутствовали на доске. При этом реставраторы сделали вывод, что надпись на свитке в руках Девы Марии (молитва к Господу о человечестве) каждый раз менялась при реставрации.

Доска высоко почитается, о чем говорят множество списков, сделанных с нее. Среди них особенного внимания заслуживают:

  1. Московская - знаменита чудодейственной защитой русского народа от эпидемии чумной болезни в 1771 году.
  2. Зимаровская - чудотворная икона, избавляющая людей от тяжелых заболеваний (моровая язва, холера). На сегодняшний день утрачена.
  3. Угличская - исцеляет от тяжелых болезней, в том числе и моровой язвы.

Все эти реликвии объединяет высокое почитание русским народом и многочисленные чудеса, которые происходили по молитвам к ним.

О чем молиться иконе

Икона Божией Матери Боголюбская считается чудотворной иконой, молитвы которой получают совершенно чудесные сверхъестественные ответы. Боголюбивая Царице Мария всегда выступает посредником между Господом и человеком, моля и ходатайствуя за последнего. Молитва Боголюбской иконе часто сопровождается просьбами молящегося о спасении души его и близких, о защите от бедствий и горя.

А также Боголюбивую Мати просят о:

На протяжении всего существования Боголюбской иконы происходили чудеса вокруг нее и образ приобрел славу чудотворного. Он защищал от нашествия татаро-монголов, от французов и прочих нападающих врагов на империю, защищал от голода и морозов, благословлял обильным урожаем.

Важно! Особенно часто икону молят о мире в стране и защите для ее границ. Матери часто просят Боголюбивую Мати о защите своих сыновей на фронте и в пути.

Молятся обычно иконе сначала с помощью тропаря.

Тропарь, глас 1

Боголюбивая Царице, Неискусомужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человеческому роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.

А после него читают молитву Боголюбивой Мати:

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

На заметку! Поскольку дата празднования чудотворной иконы приходятся на 1 июня по новому стилю, все рожденные в этот день, считают Боголюбивую Царицу своей покровительницей. Им обязательно следует читать ей молитвы в день своего рождения, чтобы поблагодарить за покровительство и защиту.

Молитвы к Деве Марии стоит возносить с чистым сердцем и искренно, совершая регулярное молитвенное правило или находясь в храме во время службы.

Икона Божией Матери Боголюбская

Иконы, написанной по воспоминанию о чудесном явлении Божией Матери. В 1157 году святой благоверный великий князь Суздальский Андрей Юрьевич Долгорукий, один из первых собирателей и строителей Российской земли, нареченный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород и направился на свою родину, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях. Святому князю сопутствовала чудотворная икона Владимирской Божией Матери. 18 июня по ст.ст., примерно в десяти верстах от Владимира, повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли сдвинуть ее с места. Во время усердной уединенной молитвы в походном шатре князю явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить церковь и основать монастырь в честь Ее Рождества.

Вдохновленный явлением Богоматери, святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Пресвятой Богородицы такой, как Она явилась ему – стоящею с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к Господу Иисусу Христу. В правой руке Богородица держала свиток с молитвой к Своему Сыну, да благословит Он место сие, Ею избранное, что и отражено в созданном образе. Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших князю Андрею в его путешествии: Спасителя, Владимирской иконы Божией Матери, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила. Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пресвятой Богородицы и названа Боголюбивою, или Боголюбскою, по имени города, возникшего рядом с этим богоизбранным местом.

Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, и только один Боголюбский образ Божией Матери остался невредимым. Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой покров монастыря, и слава его, и внешнее благосостояние росли век от века. В XV столетии великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной иконы в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля, а в 1680 году благочестивый царь Федор Алексеевич Романов приложил к иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями.

Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры (эпидемия 1771 года во Владимире).

Примечательно, что в самом начале своего существования чудотворный образ целых девять лет пребывал при княжьем дворе в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове рядом с другой великой чудотворной иконой – Владимирской Божией Матерью. Оба знаменитых образа Пречистой Богородицы стали своего рода палладиумом первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси.

Иконография

Боголюбский образ восходит к типу известной константинопольской иконы «Богоматери Агиосоритиссы» («Просительницы», «Заступницы»), которая находилась в Халкопратийском храме и потому именовалась также и «Богоматерью Халкопратийской». В отличие от святыни Влахернского храма «Оранты» она была иконой «обетной». На иконах этого типа нередко помещали в верхнем правом углу изображение благословляющего Христа, а внизу писали фигуру припадающего к стопам Божией Матери заказчика иконы. Характерно, что на позднейших списках с Боголюбского образа часто изображали фигуру склонившегося перед Пречистой князя Андрея. В росписях храмов изображение «Агиосоритиссы» располагали в качестве парного образу «Христа Милосердого», на западных гранях столпов, фланкирующих алтарную нишу.

Стиль

В 1915 году замечательный русский византолог Н. П. Кондаков впервые констатировал факт, что Боголюбская икона, этот «драгоценный, по строгости общего типа, памятник», клонится «к сожалению, к окончательному разрушению». Его слова имели вес, и 1918 году были предприняты первые пробные раскрытия иконы. В 1956 году чудотворный образ был передан из Владимиро-Суздальского музея реставраторам Центральных реставрационных мастерских (ныне Всероссийский реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря). Только к 1970-му удалось завершить работу и дойти до первоначальной надписи на свитке, который, как и изображение Спасителя в правом верхнем углу, был дописан не ранее XIII века, а текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою…») приписан уже в XVIII столетии.

Богоматерь Боголюбская имеет очевидное сходство с такими характерными образцами живописи времени Комнинов, как изображения «Агиосоритиссы» на мозаике в церкви Санта Мария дель Аммиральо в Палермо, на мозаике в церкви Димитрия в Солуни, на фреске собора Мирожского монастыря в Пскове. Лик Девы Марии во многом напоминает Ее образ из композиции «Страшный суд» и лик Анны из «Сретения» в росписи Бачковской костницы, созданной во второй половине XII века константинопольскими художниками. Ссылаяся на приведенные аналогии, можно предположить, что автором чудотворного образа вероятнее всего был византийский мастер, прибывший в свите принцессы Комнины ко двору Юрия Долгорукого и оставшийся в Суздале после ухода князя на киевское княжение.

Боголюбский образ, как выяснилось после последней реставрации, был в свое время необычайно красочным произведением. Фигура Божией Матери в зеленовато-серого цвета хитоне и кирпично-красном мафории выделялась на светлом фоне серебристого оттенка. На челе и плече Пречистой сохранились отверстия для накладных звезд из драгоценного металла, некогда украшавших мафорий. Вероятнее всего, таким же был изначально венец вокруг Ее главы. Лик Девы Марии, при всем его видимом сходстве с византийскими образцами, воплощал национальные представления славян об идеальной красоте. Цвет румянца на ланитах Богородицы был более ярким, чем на византийских иконах, а Ее очи были лучезарного голубого цвета.

Чтимые чудотворные списки с иконы

Глубокое почитание чудотворной Боголюбской иконы народом российским засвидетельствовано написанием множества копий с нее, воспринявших благодатную силу древнего образа.

Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. На нем помимо Пречистой изображены молящиеся святители и блаженные московские, и сам этот особый извод, в XVII столетии названный «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей столицы. Ко дню празднования Боголюбской, то есть к 18 июня по старому стилю, перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на три дня ставилась в специальной шатровой часовне-«палатке». Сам чудотворный список пребывает ныне в Петропавловском храме у Яузских ворот, а его «заместительница» (на время, пока образ спускался в часовню) в Воскресенском храме в Сокольниках.

Чудотворениями, прекращением смертоносных эпидемий, особенно чумы и холеры, прославилась Угличская Боголюбивая Матерь Божия в 1654 году (храм во имя царевича Димитрия), Московская, Тульская, Козловская и Елатемская (Тамбовская губерния) в 1711 году, Зимаровская (с. Зимарово близ Раненбурга Рязанской губернии) и Юрьевская (с. Юрьевское Боровского уезда) в 1831 году, Тарусская в 1848 и 1870 годах и другие списки древней чудотворной иконы.

Празднование Боголюбской иконе (а вслед за ней и всем чудотворным спискам с нее) было установлено святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским 18 июня (1 июля по н. ст.).

Образ Боголюбской пребывает ныне в специальном «климатическом киоте» в местном ряду собора Успенского Княгинина монастыря во Владимире.

Тропарь, глас 1

Боголюбивая Царице, / Неискусномужная Дево, Богородице Марие! / Моли за ны Тебе Возлюбившаго / и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, / подати нам оставление прегрешений, / мирови мир, земли плодов изобилие, / пастырем святыню и всему человечу роду спасение. / Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи / и от междуусобныя брани сохрани. / О Мати Боголюбивая Дево! / О Царице Всепетая! / Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, / от видимых и невидимых враг защити // и спаси души наша.

Кондак, глас 3

Дева днесь предстоит Сыну, / руце Свои к Нему простирающи, / святый князь Андрей радуется, / и с ним Российская страна торжествует, // нас бо ради молит Богородица Превечного Бога.

Молитва

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

См. С.И. Масленицын Живопись Владимиро-Суздальской Руси 1157-1238 годы. – М.: «Изобразительное искусство», 1998.