Что такое картинный план. Методика формирования умения составлять план. Составление плана на конкретном примере

Самостоятельно? Для опытного человека это не составит особого труда, и научиться такой работе не так уж и сложно. Тем более это занятие очень интересное и увлекательное.

Что это такое?

Художественного литературного произведения? Это сжатый пересказ того, о чём прочитано. Его невозможно написать отдельно от сказки или рассказа, не приступая к его прочтению.

Кто может воспользоваться планом

А кому и для чего нужно знать, как составить план сказки? Прежде всего, подобные вопросы интересуют учителей литературы. Таким образом, они смогут определить, насколько вдумчиво читал произведение ученик. Кроме этого, знания полезны для самих учащихся. Имея перед глазами план, можно легко вспомнить о событиях и и составить грамотный пересказ на уроке.

Составление плана на конкретном примере

Можно потренироваться и представить, что получено задание: составить план сказки «Царевна-лягушка».

Для этого надо внимательно изучить текст задания. Каким должен быть план? Подробным, сжатым, с цитатами или без них.

Если остановиться на подробном варианте, то такой план должен выглядеть следующим образом.

  1. Царский наказ сыновьям.
  2. Удачный выбор старших братьев.
  3. Лягушка в невестах у Ивана-царевича.
  4. Царь проверяет мастерство невесток в выпечке хлеба.
  5. Умеют ли невестки ткать ковры.
  6. Сыновья должны привести своих жён на пир.
  7. Царский пир.
  8. Иван-царевич сжигает кожу лягушки.
  9. Иван-царевич встречает старичка.
  10. Как Ивану помогают животные.
  11. Иван-царевич и баба Яга.
  12. Дуб Кащея.
  13. Возвращение Ивана-царевича.

Вот и всё, составить план сказки «Царевна-лягушка» оказалось не так уж и сложно. Часто ученикам задают выполнить анализ произведений. Не стоит этого пугаться, так как он тоже имеет свою схему, то есть строгий перечень того, о чём стоит вести речь в этом виде работы.

Развитие умения анализировать

Итак, рассмотрим непосредственно В самом начале можно сказать о том, к какому виду сказки относится данное произведение. Они могут быть волшебными, бытовыми или о животных. Эта тема очень подробно изучается в разделе «Сказки» школьной программы по литературе в 5-ом классе. Затем, следует назвать всех главных героев произведения и обозначить то сказочное действие, которое можно считать главным.

Теперь важно определить отличительные черты сказки, как жанра: встречающаяся цифра «три», поучительные высказывания, начало - сказочный зачин и логическое завершение - счастливая концовка. Все черты определены, о действующих персонажах рассказано. Осталось последнее: вывод и то, какую мораль поведения должны вынести из произведения читатели.

В упрощённом варианте сказки будет выглядеть следующим образом:

  • название и вид;
  • сказочные герои;
  • действие, которому всё подчинено;
  • сказочные черты;
  • сказочное поучение.

Детские произведения должны научить ребёнка быть добрым, бороться со злом. А чтобы точно указать на соответствующие поучительные моменты, надо разобрать сказку, что называется, «по косточкам». Разложить на отдельные составляющие, чтобы умело воспользоваться народной мудростью, содержащейся в ней. А ребятам, читающим по школьной программе, надо бороться за положительные оценки по литературе. А если ещё дадут задание написать сочинение по прочитанному тексту, тут уж точно без плана не обойтись. Вот для чего необходимо знать, как составить план сказки.

Помогут цитаты

Следующий вид работы, цитатный план сказки, составлять очень интересно. К готовой краткой схеме необходимо подобрать несколько выдержек из текста. Они должны подтверждать то, о чём говорится в каждом пункте.

Цитатный план сказки «Царевна-лягушка» будет выглядеть следующим образом.

  1. "В некоем царстве-государстве жил царь".
  2. "Вздумалось царю видеть своих сыновей женатыми".
  3. "Сыновья и сделали так, как отец повелел".
  4. "Иван-царевич стрелу свою прямо в болото запустил, к лягушке в лапки..."
  5. "Ковёр хорош! Да мы и лучше видали, в конюшню его, для лошадей!"
  6. "Не пугайтесь, гости! Это лягушонка моя в своей коробчонке пожаловала!"
  7. "Эх, Иван! Зачем ты мою кожу сжёг? Не тебе её надо было снимать!"
  8. "Не тронь меня, Иван-царевич! Пожалей! Я тебе службу сослужу!"
  9. "Повернись, избушка, ко мне крыльцом красным, перед тобой сокол ясный!"

И так в случае с любой другой сказкой нужно выбирать подходящие выдержки из текста, согласно составленному плану. Работа получается интересной, тем более создаётся впечатление, что произведение читается в сокращённом варианте.

Придумать сказку нелегко

Когда учащимися будет усвоено, как составить план сказки, можно попробовать дать более творческое задание - сочинить произведение самим. Бесспорно, это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Поэтому и в собственном творении потребуется план составления сказки.

Почему это так необходимо? Мысль человеческая так быстра, что за ней требуется очень зорко наблюдать. Не запомнишь, где герой по замыслу должен оказаться, так как это не записано вовремя и в план не занесено - все, нарушилась сказочная связка. А когда что-то не получается, пропадает всякое желание продолжать начатое. Дети должны уметь фантазировать и сами пробовать составлять сказки с традиционными добрыми персонажами. В них добро всегда должно быть светлым и всепобеждающим.

Составление плана волшебной сказки

План волшебной сказки мало чем будет отличаться от обычного. Только следует помнить о том, что произведение имеет статус волшебного, поэтому в работе должны быть пункты, рассказывающие о тех сказочных предметах и превращениях, которые и отличают её от остальных. В плане должен раскрываться смысл волшебства, кто его совершает и какую роль для персонажа оно сыграло.

Прежде чем приступать к работе, необходимо понять, в чем заключаются особенности волшебной сказки. Задачей жанра в данном случае является: вызвать у читателя восхищение положительным героем и осудить отрицательного, выражая, таким образом, уверенность в торжестве добра.

Тип конфликта служит критерием, по которому волшебные сказки делят на:

Героические (борьба героя с волшебной силой);

Социально-классовые (борьба героя с несправедливостью представителя высшего сословия - барина, царя);

Семейные (повествуют о конфликте в семье и носят нравоучительный характер).

В плане волшебной сказки герои оппозиционируются с точки зрения принадлежности к одному из типажей: заступники, злодеи, страдальцы, помощники. При составлении следует включить пункты, указывающие на очевидную фантастику, волшебство и чудо, присущие данному жанру.

Отличаться от всех предыдущих видов будет план пересказа сказки. В нём должно быть сконцентрировано цитирование, характеристика героев, очень подробная передача содержания. В завершение, должно быть высказано мнение о том, что понравилось в произведении, а что не понравилось, и почему. Пересказывает сказку отдельная личность со своим видением ситуации, проблемы. То есть, в данном случае повествование может носить субъективный характер.

Сказка о маленькой девочке

В данном разделе попытаемся составить план сказки «Дюймовочка», чтобы еще раз сделать акцент на основных этапах работы при выполнении подобного рода заданий.

Тому, кто знаком с теорией составления разных планов, это не составит никакого труда. Главное: прочесть саму сказку. А теперь дело за малым: вспомнить последовательность событий, происходящих в сказке и записать их в виде пунктов плана.

  1. Рождение маленькой девочки из тюльпана.
  2. Жизнь Дюймовочки в доме.
  3. Жаба увидела в Дюймовочке жену для своего сына.
  4. Дюймовочка отправляется в путешествие по реке.
  5. Майский Жук влюбился.
  6. Одна в большом лесу.
  7. Наступает холодная зима.
  8. Дюймовочка живёт у
  9. Подготовка к свадьбе с Кротом.
  10. Больная Ласточка.
  11. Дюймовочка заботится о птице.
  12. Девочка улетела с Ласточкой.
  13. Знакомство с королём эльфов.
  14. Дюймовочка выходит замуж за короля эльфов и получает в подарок крылья

Совместное творчество

Современные образовательные программы предполагают интеграцию различных областей знаний и предметов. Поэтому, в рамках домашней работы дети нередко получают задания вроде: "Дюймовочка". Составь картинный план сказки.

Надо взять кисточку, краски и альбом, усадить малыша, вспомнить сказку шаг за шагом. Попробовать нарисовать то, о чём только что вспомнили. Это первый вариант. Но есть и второй. При нынешних технологиях легко найти иллюстрации к любой сказке. И сказка Андерсена не будет исключением. Можно воспользоваться поиском в интернете, найти картинки к сказке и расположить их в определённой последовательности, каждую под своим номером.

Первый вариант интересен тем, что родители и дети занимаются творчеством сообща. Ребёнок сам создаёт образ хрупкой Дюймовочки и противного Крота, уродливой Жабы и глупого Майского Жука. В рисунке он выражает своё отношение к сказочным героям. Это очень важно для развития творческих способностей малыша.

Рассказ по картинкам

Второй вариант тоже неплох. Он заставляет ребёнка логически мыслить. К тому же есть ряд наводящих вопросов, которые можно задавать, работая с каждой картинкой. Отвечая на них, ребенок будет учиться давать правильно сформулированные ответы.

  • Какое время года изображено на картинке?
  • Почему две картинки нельзя поменять местами?
  • Как по изображению можно рассказать о характере Дюймовочки, Ласточки?

В картинном плане пересказ сказки строится по опорным изображениям. Используя такой вид работы, родители решают важную задачу по развитию умения соблюдать последовательность в развитии событий, а также выработке навыка правильно подбирать нужные слова при сравнении двух предметов, для описания их форм. Ученик научится рассказывать о своих чувствах и правильно выстраивать фразы.

Сложный план

Сложный план сказки или любого другого произведения составляется по принципу «рассказ в рассказе». Сначала озаглавливается одна большая часть, она разбивается ещё раз на небольшие отрезки, но уже меньшего объёма, у которых тоже есть своё название. Такой план имеет сложную нумерацию и не должен упускать ни одной важной детали. Его точность поможет в будущем написать хорошее сочинение с привлечением литературного материала.

Сказка - это тот же текст, имеющий свои характерные особенности. План составления сказки можно рассматривать в контексте работы с обычным текстом. Просто в процессе нужно обращать внимание на придание сказке основных жанровых характеристик.

Заключение

Подведем итог и резюмируем в нескольких предложениях основные моменты, которые нужно учитывать при работе по составлению плана сказки.

Произведение нужно прочитать. Если в нем имеются непонятные для вас слова, следует выяснить их значение. Определяется тема сказочного текста и его основная мысль. Произведение делится на смысловые части, к ним подбираются заглавия. Рекомендуется сначала составить черновик, так как в процессе создания плана может возникнуть необходимость корректировки. Затем намеченный план нужно сопоставить с текстом с целью проверки последовательности пунктов, указанных в работе, с событиями, отражёнными в сказке. Далее следует попытаться самому воспроизвести произведение по составленной схеме. Если это удалось, и остались подмеченными важные детали, работа удалась на славу.

Планы бывают абсолютно разные, всё зависит от цели и характера задания. Они бывают простыми и сложными, могут состоять из одних вопросов или только из цитат. Также, они могут носить тезисный характер или состоять только из В любом случае составление плана предполагает прочтение произведения и понимание его смысла.

Данный урок относится к 7 разделу учебника Литературное чтение (Любимые страницы) О.В. Кубасовой "Учимся работать с текстом: план и пересказ." Он завершает логическое звено: сначала дети устанавливают порядок в сказке В. Осеевой "Добрая хозяюшка". Им пришлось указывать цифрами номер каждого персонажа в том порядке, в каком эти герои встречаются в сказке. В стихотворении Э. Мошковской дети помогают животным, разбежавшимся из этого стихотворения, найти своё место. Для этого им пришлось поставить цифру соответствующего отрывка. Аналогичная работа выполнялась в русской народной сказке "Мена". А в сказке Б. Житкова "Храбрый утёнок" дети подбирают отрывок из текста, описывающие события на иллюстрации к сказке. Подобное задание было выполнено к картинке в рассказе В. Сухомлинского "Вьюга", поэтому в рассказе Н.Носова "На горке" дети легко выполнили знакомое задание: деление текста на части, редактирование деформированного картинного плпна, пересказ по плану, придумывание своей концовки и сопоставление содержание каждой части с соответствующей пословицей. На последующих уроках работа по составлению плана и пересказа по нему будет закреплена.

Тип урока:комбинированный. Проводится в третьей четверти второго класса в разделе "Учммся работать с текстом: план и пересказ.

Урок разработан с учётом технологии типа правильной читательской деятельности в основе которой лежат такие приёмы работы с текстом, как беседа, редактирование деформированного картинного плана, составление фрагмента текста с соотвтствующей по содержанию пословицы. Формы работы: фронтальная и групповая. Средства обучения: учебник, презентация, технические средства обучения (компьютер, проектор). Межпредметные связи с русским языком.

Отличие урока от стандартного в использовании технических средств обучения

Этот урок показал, что, дети умеют осознанно, правильно и выразительно читать; самостоятельно прогнозировать содержание текста по иллюстрации, формулировать главную мысль прочитанного; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному; отвечать на вопросы учителя; сопоставлять фрагменты текста с опорой на фольклёрный жанр, производить словесное рисование в соответствии с содержанием данного произведения.

Использование ИКТ технологий позволтло повысить мотивацию детей, облегчить учителю подготовку к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Программа «Гармония», 2 класс, 2008 – 2009 учебный год

Учитель: Скрылькова Вера Леонидовна

Тема: Н.Носов «На горке». Составление картинного плана.

Цель: закрепление и развитие знаний, умений и навыков при работе с текстом

Задачи:

1.Учить детей составлять картинный план

2.Развить навык беглого и правильного чтения

3.Воспитывать желание трудиться

Оборудование: портрет Н. Носова, иллюстрации для картинного плана, выставка книг.

Ход урока:

Организационный моме нт

Речевая разминка:

Саня и сани

Маленькому Сане подарили сани.

Посмотрите сами: вот какие сани!

Вёз на гору Саня за собою сани.

Ехал с горки Саня, а на Сане – сани.

С.Коган

Постановка цели и задач урока

Сегодня мы продолжаем работу над рассказом Н.Носова «На горке». Нашей основной задачей будет составление картинного плана для последующего пересказа.

Проверка домашнего задания

  1. Деление текста на части

На сколько частей вы разделили текст?

Посмотрите, на доске написан план:

1.Ребята строят снежную горку

2.Котька приходит на горку

3.Горка вновь построена!

2) Перечитывание текста по частям

Изучение нового материал а

1.Работа по иллюстрациям учебника.

Какие иллюстрации относятся к первой части? (Одна, где дети строят горку, а Котька смотрит на них в окно)

Какие картинки относятся ко второй части? (Две картинки, где Котька карабкается на горку и скатывается с горки, посыпанной песком)

К третьей части? (Ребята вместе с Котькой строят новую горку)

Какой картинке не нашлось места? Где она должна быть? (Ребята постыдили Котьку. Ей место между картинками, где Котька посыпал горку песком и где строят новую горку).

2.Коллективный пересказ всего текста. Работа в группах по заданию:

Распределите между собой картинки в порядке следования, расскажите каждый свой эпизод, изображённый на иллюстрации так, чтобы получился коллективный пересказ всего текста.

3.Пересказ текста по картинному плану. Хорошо подготовившиеся группы выступают у доски.

Какой группе картинки не хватает? Что бы вы на ней нарисовали?

Физкультминутка

Закрепление нового мат ериала

На сколько частей вы дома разделили текст? (На три)

Сколько иллюстраций вы смогли нарисовать к тексту? (Шесть)

Эта серия из шести картинок – картинный план текста.

По какому плану легче пересказывать текст? Почему?

(По картинному, так как он более подробный

Подведение итогов урока

На доске записаны пословицы:

® На всякое хотенье есть терпенье

® Ум хорошо, а два лучше

® Поспешишь – людей насмешишь

® Умел ошибиться, умей и поправиться

Найдите пословицу, которая выражает главную мысль всего рассказа.

(Умей ошибиться, умей и поправиться)

Исправить ошибку Котьке помогли товарищи, которые работали вместе с ним. Что мы делали сегодня вместе? (Составляли картинный план и пересказывали по нему текст

Отмечается деятельность детей на уроке, выставляются оценки.

Домашнее задание

Задание №7 с. №96

Поставить с товарищами сценку, в которой описывается, как отнеслись ребята к поступку Котьки.

Что нужно для выполнения задания? (Распределить роли и выучить слова)

Контроль осуществлялся в течение всего урока в устной форме при проверке домашнего задания. По вопросам учителя дети зачитывали нужный отрывок. Самостоятельная работа в группах имела своего рассказчика. При подведении итога урока, выбрав правильную пословицу, дети своими знаниями показали, что цель и задачи урока выполнены

Настроение у всех хорошее.


Картинный план.

Виды плана.

СИНТЕЗА

НА ЭТАПЕ ВТОРИЧНОГО


Цели:

Раскрыть значимость и содержание работы на этом этапе;

Познакомить с видами работы на этом этапе;

Показать разнообразие планов и пересказов текста;

Познакомить с методикой деления произведения на части и видами пересказа.

Работы синтетического характера на этапе вторичного синтеза могут иметь разные виды:

· деление произведения на части;

· составление плана к произведению;

· пересказ прочитанного;

· словесное рисование;

· музыкальное иллюстрирование текста и др.

Рассмотрим наиболее сложные из них.

Составление плана произведения.

План произведения отражает последовательность эпизодов или намечает порядок изложения. Он способствует более сознательному и глубокому пониманию содержания текста, помогает учащимся выделить главную мысль, понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над планом развивает речь и мышление учащихся; учит делить текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратко и четко формулировать главную мысль в виде заголовка или пункта простого плана.

Работа над планом состоит из двух этапов:

1. Деление произведения на части, относительно законченные по содержанию

2. Озаглавливание частей.

Деление на части – достаточно трудный этап для учащихся, т.к. эта работа совмещается с выделением основной мысли отрывка. Часто деление текста на абзацы помогает читателю найти границы частей. Иногда учитель указывает, на сколько частей можно разделить произведения. Иногда учитель показывает центральную часть, а дети определяют, о чем говорится до и после этого эпизода. Можно поступить иначе: сказать главную мысль отрывка и дать задание найти доказательства в тексте.

1. Это может быть иллюстрация в книге. Давая задание найти в тексте ту часть, к которой она относится, учитель может попросить определить часть, предшествующую названной, и последующую. Таким образом, произведение может быть разделено на части.

2. Может быть предложено несколько иллюстраций к произведению, которые даны вразнобой, детям предлагается восстановить последовательность, расположив иллюстрации в нужном порядке.

В младших классах полезны заголовки плана в форме вопросов, так как вопрос побуждает к ответу.

Уже в первом классе возможно составление плана на основе выявления последовательности событий. При этом полезна постановка вопросов к каждой части.

В 1-2 классах при составлении плана большая роль отводится учителю, но работа проводится коллективно.

В 3 классе учащиеся уже способны понять причины поступков героев, хотя и не всегда полностью раскрывают мотивы их поведения. Работа над планом в таких произведениях направлена на выявление причин.


В 4 классе составление плана отличается большей самостоятельностью учащихся, может быть дано задание на дом составить план произведения.

При составлении плана могут быть использованы такие обучающие упражнения:

Объединить несколько пунктов плана под общим названием;

Выделить одну крупную часть произведения и разделить на более мелкие;

Найти предложения в тексте к предложенным иллюстрациям, эти предложения могут быть названиями пунктов плана и т.д.

Составленный план служит учащимся опорой при пересказе произведения. Работа над планом, в зависимости от цели урока, может быть на уроке, а может быть домашним заданием.

Надо помнить: не каждое произведение годится для составления плана:

1) длинные, крупнообъемные произведения;

2) произведения со сложной композицией;

3) эмоциональные рассказы;

4) лирические стихотворения.

В данной статье рассказывается о пользе применения мнемотехники (картинно-графического плана) в работе с детьми, имеющими речевую патологию. Представлен пример составления мнемотаблицы на основе составления пересказа текста.

Картинно-графическую схему (мнемотехнику) разработал профессор, детский психолог Л. А. Венгер. Он сделал акцент на способности дошкольников к наглядному моделированию.

Мнемотаблица (пиктограмма) — это схема, ряд рисунков, символов и обозначений, в которых отражена определенная информация.

Сама мнемотехника – это особая система приемов и методов, которые помогают запомнить, сохранить и воспроизвести информацию, способствует продуктивному развитию высших психических процессов, а именно развитию памяти, внимания, мышления, воображения. Она увеличивает объем памяти ребенка, благодаря дополнительным ассоциациям, в частности ребенка, имеющего недостаточно развитый активный и пассивный словарь, навыки словообразования и словоизменения, нарушения фонематического слуха.

Пересказ с помощью картинно-графической схемы, с опорой на пиктограмму (мнемотаблицу) активизирует не только слуховое, но и зрительное внимание ребенка. Такая опора позволяет ребенку лучше понять текст, добавляет эмоциональности, информативности в воспроизведение текста. Кроме того, ребенок учится самоконтролю над тем, как он строит собственные высказывания.

Мнемосхемы могут применяться в целях увеличения словарного запаса, при обучении ребенка правильно и грамотно составлять рассказ или пересказ художественного текста, при заучивании стихотворений.

Как должен быть составлен картинно-графический план?

  1. Он должен отражать содержание текста (произведения) последовательно.
  2. Все графические объекты, которые вы используете в плане, ребенок должен легко узнавать.
  3. Не нужно стремиться к идеальному рисунку. Можно изображать схематично, с помощью геометрических фигур. Но ребенок должен запоминать, что зайчик – это, например, треугольник. Хорошо, если ребенок сам предложит, как изобразить что-то.

Как работать с текстом по мнемотехнике?

1. Сначала читаете произведение.

2. Потом, основываясь на предложениях ребенка, рисуете картинно-графический план текста.

3. Читаете текст еще раз, указывая по ходу произведения на определенные картинки картинно-графического плана.

4. Предлагаете ребенку попробовать пересказать текст по картинно-графическому плану.

5. Если у ребенка не выходит пересказ с первого раза, пересказываете его сами по картинкам, указывая на них. А после просите ребенка повторить попытку.

Гололобова Мария Александровна,
учитель-логопед,
ГБДОУ №26, г. Санкт-Петербург