Загадки птицы четыре крыла семь перьев. Педразвитие. учитель начальных классов

Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.



Махнул старик годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.



Махнул старик годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.


Махнул старик годовик четвертый раз - и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая - чёрная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнёт другой - станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие то четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - чёрная?

В. Даль "Старик- годовик".

Вышел старик- годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик- годовик первый раз- полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик- годовик второй раз- и полетела вторая тройка. Снег сталя таять, на полях показались цветы.

Махнул старик- годовик третий раз- полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик- годовик четвёртый раз - и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по 4 крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая- чёрная.

Махнёт птица раз- станет светлым- светло, махнёт другой- станет темным- темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика- годовика?

Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая- чёрная?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблица к стихотворению В.Степанова "Снегурочка".

У Снегурочки с утра новогодних дел гора.Надо снежной бахромой ей украсить лес родной.Для зверят пирог испечь и фонарики зажечь.А потом на праздник к детям в золотой лететь карете....

Мнемотаблица к стихотворению В. Руденко "Мужской праздник".

Мужской праздникЯ с утра спросила маму (Я вчера спросил у мамы):- Что за праздник к нам пришел,Почему все суетятся,Праздничный готовят стол?Папа в новенькой рубашке,Дед надел все ордена,Ты вчера возле...

Мнемотаблица к стихотворению В. Берестова "Дракон"

Валентин БЕРЕСТОВ ДРАКОН В дверь диетической столовой Вошел дракон семиголовый. Он хором «Здравствуйте!» сказал И, улыбаясь, заказал: - Для этой головы, Пожалуйста, ...

оксана чепель
«Сказка–загадка «Старик–годовик» В. И. Даль». Самоподготовка для учащихся начальной школы

Организация самостоятельной работы учащихся во время самоподготовки .

(Педагог : Чепель Оксана Михайловна)

Тема : «Сказка – загадка

«Старик – годовик » В. И. Даль

Цель :

Дать представление о временных понятиях (год, сезон, месяц, неделя, сутки, закрепить знания, полученные на уроках.

Развивать логическое мышление, память, речь.

Воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу, ответственное отношение к выполнению задания.

Оборудование :

портрет В. И. Даля, толковый словарь, декорации к сказке (старик- годовик , птицы, карточки с задачами и примерами для устного счета, карточки с дополнительным заданием по математике и русскому языку, правила написания -жи-, -ши-, -ча-, -ща-, -чу-, -щу-, картинка настроения.

Литература :

В. И. Даль «Старик- годовик » , О. Д. Ушакова «Загадки и пословицы » , С. В. Кульневич «Воспитательная работа в начальной школе » , журнал «Мурзилка» , «Занимательные материалы к урокам в начальной школе » .

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Приветствие детей. Подготовка к работе на уроке.

2. Вводная часть.

Сегодня на занятии я хочу познакомить вас с одной очень интересной сказкой . Автор этой сказки -- Владимир Иванович Даль . (показ портрета) .

Владимир Иванович жил 200 лет назад. Он очень любил «живой русский язык» , т. е. тот язык, на котором мы разговариваем повседневно. Интересное слово, услышанное им впервые, он записывал в свой блокнот с подробным объяснением значения этого слова. Кроме слов, он собирал пословицы, поговорки, сказки и загадки . Когда накопилось очень много таких сокровищ – Владимир Иванович поместил их в книгу -- «Толковый словарь русского языка» (показ, без которого мы и сегодня не можем обойтись. Этот словарь поможет нам узнать значение слова и правильно употреблять его в нашей речи.

3. Сообщение темы и цели занятия.

Сказка , с которой мы сегодня будем знакомиться называется «Старик – годовик » .

Это не просто сказка , это -- сказка- загадка . Чтобы разгадать все загадки , вам нужно будет выполнить задания старика- годовика (показ на доске) .

4. Основная часть.

1). Чтение сказки .

Внимательно послушайте сказку и приготовьтесь получить первое задание.

Владимир Иванович Даль

«Старик – годовик »

(Текст сказки в приложении к уроку) .

Задание 1.

Вы видите, что птицы вылетают тройками. Что это значит? Для ответа на этот вопрос вы должны решить задачи старика- годовика .

После правильного ответа детей учитель переворачивает табличку, которую несут птицы.

Устный счет.

1. В кормушке сидели лишь три только птицы,

Но к ним прилетели еще две синицы.

Так сколько же птиц

Здесь в кормушке у нас?

Пусть скажет скорее

Каждый из вас. (5)

Открываем табличку ЗИМА.

2. Дружно муравьи живут

И без дела не снуют.

Пять несут травинку,

Пять несут былинку,

Три несут иголки.

Сколько их под елкой? (13)

Открываем табличку ВЕСНА

3. Сидят рыбаки, стерегут поплавки,

Рыбак Корней поймал семь окуней.

Рыбак Евсей -- четырех карасей.

Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? (11)

Открываем табличку ЛЕТО

4. К серой цапле на урок прилетели девять сорок.

А из них лишь пять сорок приготовили урок.

Сколько лодырей – сорок прилетели на урок? (4)

Открываем табличку ОСЕНЬ

Учитель : Четыре раза в год они

Земли наряд меняют пестрый,

Бегут, бегут за днями дни,

Приходят и уходят сестры.

Зима накопит нам воды,

Весна и вспашет и посеет,

Чтоб лето принесло плоды,

А осень их собрать сумеет.

Итак мы с вами отгадали первую загадку . Давайте все вместе назовем времена года. Хором дети называют времена года.

Задание 2.

Следующую загадку , которую мы должны отгадать – это узнать как зовут каждую птицу. Это сделать очень просто, если правильно решить примеры. (устно)

Учитель в руках держит таблички с примерами. На обратной стороне примеров ответ и название месяца. Название месяца затем прикрепляется к птице.

10-9 12-10 13-10 14-10

9-4 10-4 5+2 2+6

10-1 15-5 10+1 10+2

Молодцы, вы успешно справились со второй загадкой . Что же это за птицы? (птицы-месяцы) . Давайте хором назовем их имена.

Задание 3.

Следующий вопрос сложный. Вам придется потрудиться, чтобы добыть отгадку. Она была написана на льдинке, но льдинка разбилась на много кусочков. Если нам удастся соединить эти кусочки опять вместе, мы узнаем ответ на вопрос. Вопрос такой : Почему у каждой птицы по четыре крыла?

Для ответа на этот вопрос вы должны выполнить домашнее задание по математике.

За аккуратно, правильно и красиво выполненную работу вы получаете часть ответа.

Ваша задача – быстро и правильно выполнить домашнее задание. Кто справится с заданием раньше других, тот получит дополнительное задание и возможность заработать еще один осколок в случае правильного решения. Ваша победа зависит от общих усилий всех вместе.

Откройте стр. 64, № 3.

Надо решить пример и поставить знаки «,» , =.

У кого есть вопросы по домашнему заданию?

Выполняем.

В процессе выполнения детьми д/з учитель наблюдает за работой детей, выполнившим правильно выдает кусочки головоломки и дополнительные задания. (дополнительные задания в приложении к занятию)

Когда все кусочки головоломки у детей, учитель предлагает собрать их вместе и прочитать ответ на табличке.

В КАЖДОМ МЕСЯЦЕ ПО 4 НЕДЕЛИ.

Задание 4

С прежними заданиями вы успешно справились. А вот и следующий вопрос. Почему на каждом крыле по семь перьев? Чтобы ответить на этот вопрос, повторим правила по русскому языку.

Я читаю вам стихотворение, а вы хором называете правило, которое в нем применяется.

1) Прокололи шилом шину,

Во дворе шипит машина.

Ты, машина, не тужи.

Скоро будут гаражи. (ЖИ, ШИ с буквой И)

2) Чаща дышит тишиной,

Трещат ветки подо мной,

Я сейчас счастливый самый,

В чаще я гуляю с мамой. (ЧА, ЩА с буквой А)

3) Я иду, грибок ищу,

Прищуриваю глазки.

Очень я найти хочу

Чудо-гриб из сказки . (ЧУ, ЩУ с буквой У)

4) Определить главные члены предложения.

Мед в лесу медведь нашел. (О ком говорится, что делает)

Теперь, когда вы вспомнили все правила, отгадайте загадку старика- годовика .

Есть семь братьев :

Годами равные,

Именами разные (ДНИ НЕДЕЛИ)

Задание 5.

Вопрос : А как же зовут этих семерых братьев?

Чтобы узнать их имена, выполним домашнее задание по русскому языку. Если упражнение выполнено аккуратно и правильно, то вы получаете часть ответа на вопрос.

Ваша задача : получить как можно больше таких частей и составить имена братьев.

Кто справится быстро, может получить дополнительное задание.

Откройте страницу 71, упр. №103.

Всем понятно как выполнять задание? Приступайте. По окончании работы провести взаимопроверку в парах, оценить работу товарища. За правильное выполнение дети получают разноцветные кусочки слов, затем составляют слова из одноцветных кусочков.

Все вместе читаем, что получилось.

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

А чтобы легче можно было запомнить названия дней недели, послушайте стихотворение.

Подскажите-ка нам, звери, как запомнить дни недели?

Первый – понедельник, зайка –рукодельник.

За ним приходит вторник, соловей-задорник.

За вторником -- среда, лисичкина еда.

За средой –четверг, волк глазами –сверк.

За четвергом к нам пятница колобком прикатится.

За пятницей – суббота, баня у енота.

За субботой – воскресенье, Целый день у нас веселье.

Задание 6

Слушайте еще один вопрос.

Почему перья на крыльях наполовину черные, наполовину белые?

Для ответа на этот вопрос вы должны выполнить домашнее задание по чтению.

Откройте стр. 103, Найдите рассказы «Ворон и сорока» и «Худо тому, кто добра не делает никому» . Сейчас в парах друг другу вы прочитаете этот текст, а затем постараетесь ответить на мои вопросы.

Если ваши ответы будут точными и верными, то мы сможем отгадать загадку старика – годовика .

Чтение детьми текста в парах, взаимопроверка и оценка чтения детьми.

Беседа по вопросам :

1. Почему ворон не верит сороке? Найдите в тексте отрывак об этом и зачитайте.

2. Любили Гришу ребята, как вы думаете?

Хорошо. С этим заданием вы справились. А вот получится ли у вас отгадать загадки ?

1) К вечеру умирает,

Поутру оживает. (ДЕНЬ)

2) Гляжу в окошко –

Ходит черная кошка. (НОЧЬ)

День светлый – белый цвет пера на крыле.

Ночь темная -- черный цвет пера на крыле.

Вот и разгадана еще одна загадка старика- годовика . Молодцы

Задание 7.

Ребята, а кто же такой сам старик- годовик ?

Отгадайте последнюю загадку .

Четыре ковра рукодельницы ткут.

Один за другим их на землю кладут.

Белый, зеленый, пестрый и желтый.

Ответ здесь мудреный.

Его не нашел ты? (ГОД) .

Правильно. Наш загадочный старик- годовик и есть -- год .

5. Подведение итогов.

Вот и разгадали мы с вами всю сказку .

Скажите мне, понравилось ли вам занятие?

Что нового вы узнали?

Давайте все вместе нарисуем картину вашего настроения после занятия.

Учитель вывешивает на доске картинку, на которой еще не все дорисовано и предлагает детям завершить пейзаж.

ОТЛИЧНОЕ настроение – лучики солнца

ПЛОХОЕ настроение -- тучки на небе

НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ настроение -- кустики и травинки на земле.

После выполнения картины детьми, учитель делает общий вывод о настроении детей.

Все дети получают поощрительные призы (картинки для раскрашивания) .

6. Организованное окончание занятия.

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвёртый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнёт птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — чёрная?

Урок русской грамоты

1 класс

В. Н. КОВАЛЕНКО

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОСШ№3

Г. ТАЛГАР

Тема: В. И. Даль «Старик-годовик» (Сказка-загадка)

Задачи: познакомить учащихся со сказкой-загадкой «Старик-годовик»; формировать у учащихся временные представления; создавать условия для развития речи, памяти, навыков чтения; учить работать с текстом, выражать свои мысли вслух, уметь слушать других; воспитывать любознательность, внимательное и бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет писателя, картинки «Времена года», аудиозапись текста, карточки.

Ход урока

    Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Со сказками все дружат –

И сказки дружат с каждым,

Они необходимы,

Как солнышка привет.

Кто любит слушать сказки,

Тому они расскажут

О том, что может было,

А может быть, и нет.

Ребята, а вы любите сказки?

    Сообщение темы урока

Сегодня мы прочитаем не просто сказку, а сказку-загадку Владимира Ивановича Даля – великого русского писателя. Мы не только прочитаем эту интересную сказку-загадку, а постараемся понять замысел автора и отгадать её.

    Рассказ о Владимире Ивановиче Дале

Посмотрите внимательно на портрет В. И. Даля и послушайте рассказ о писателе. (Рассказывают заранее подготовленные дети.)

1. Владимир Иванович Даль родился в начале 19 века. Он был военным инженером, великолепным хирургом. Даль был другом А. С. Пушкина.

2. Даль был прекрасным знатоком и ценителем русского языка. Он любил собирать слова. 53 года Даль занимался этим нужным и важным делом. Так появился Толковый словарь живого русского языка. «Живаго» так называл его сам Владимир Иванович. Этот словарь помогает нам в овладении русским языком.

3. Почти всю жизнь он собирал также пословицы, поговорки, загадки, сказки. Написал книгу «Пословицы русского языка». Владимир Иванович написал много сказок и рассказов для детей.

Что узнали о В. Дале?

Прочитаем произведение и подумаем, почему сам В. И. Даль определил жанр своего произведения как сказка-загадка?

    Изучение нового материала

Попробуйте предположить, о чём будет это произведение? Подтвердятся ли эти предположения, вы узнаете после прослушивания и работы над текстом.

1. Слушание текста (аудиозапись)

Кто главный герой этого произведения?

Подтвердились ли ваши предположения?

2. Чтение по абзацам учениками.

- Прочитайте первый абзац.

Что за птицы вылетели из рукава старика-годовика первый раз? (Три зимних месяца.)

Назовите зимние месяцы по порядку.

Что произошло в природе?

Как догадались, что речь идёт о зиме? (Стало холодно, пошёл снег.)

Это первая загадка, которую мы разгадали.

- Прочитайте второй абзац и разгадайте его секрет.

Назовите вторую тройку птиц. (Весенние месяцы.)

Что произошло в природе с прилётом этих птиц?

Найдите в тексте признаки весны. (Снег стал таять, на полях показались цветы.)

Перечислите названия весенних месяцев.

Это вторая загадка, которую мы разгадали.

- Прочитайте третий абзац и разгадайте его секрет.

Какая третья тройка птиц прилетела? (Летние месяцы.)

Перечислите названия летних месяцев.

Что принесли эти птицы?

Докажите словами текста, что говорится о лете. (Стало жарко. Люди стали убирать рожь.)

Это третья загадка, которую мы разгадали.

- Прочитайте четвёртый абзац и разгадайте его секрет.

Какая же последняя тройка вылетела из рукава старика-годовика? (Осенние месяцы.)

Какие изменения произошли в природе с прилётом этих птиц? (Подул холодный ветер, пошёл дождь, залегли туманы.)

Это четвёртая загадка, которую мы отгадали.

Сколько раз махал рукавом старик-годовик? (Старик-годовик махал четыре раза.)

Почему он махал только четыре раза? (Четыре раза символизируют 4 времени года.)

Сколько же всего птиц выпустил старик-годовик? (12 птиц – это 12 месяцев.)

3. Физминутка

Игра «Бывает – не бывает»

Хлопайте, если бывает, топайте, если не бывает.

Зимой: снегопад, метель, гроза, гололёд, мороз.

Весной: капель, ледоход, ветер, вьюга, листопад.

Летом: жара, радуга, вьюга, град, гром, молния.

Осенью: листопад, дождь, туман, иней.

4. Продолжение работы над текстом

Прочитайте последний абзац.

Сколько крыльев было у каждой птицы? (Четыре крыла у каждой птицы – это четыре недели. В каждом крыле по семь перьев – это дни недели.)

Перечислите названия дней недели.

Что это значит, что у каждого пера одна половина бела, а другая – чёрная? (Белая половина пера – день, чёрная – ночь.)

Итак, мы отгадали пятую загадку.

5. Определение темы и идеи текста

А в чём же заключается главная загадка Даля? Кто же такой старик-годовик? (Это год.)

В чём волшебство (сказочность) этого произведения? (В жизни не бывает такого старика-годовика.)

Как вы думаете, что Даль хотел донести до читателя?

Даль хотел показать, что природе подвластно всё, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времён года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит зима, весна… Наступает день, ночь…

Мы с вами тоже являемся частью природы. И наша задача – сохранить природу, бережно к ней относиться.

6. Закрепление

Старик-годовик приготовил для вас задание, он хочет посмотреть, какие вы внимательные.

Перед вами лежат карточки с названиями времён года и названиями месяцев. Соотнесите времена года и названия месяцев.

Имя учащегося:

ЗИМА

май

декабрь

ноябрь

июнь

сентябрь

август

февраль

март

январь

апрель

июль

октябрь

ВЕСНА

ОСЕНЬ

ЛЕТО

Прочитайте описание времён года. Найдите предложения, которые не относятся к данному времени года.

Зима

    Морозы сковали землю.

    Замёрзли реки и озёра.

    Везде лежит белый пушистый снег.

    На деревьях набухают почки.

    В лесу зацветают подснежники.

    Тяжело животным в зимнюю стужу.

    Птицы летят ближе к жилью.

    Стоят морозные дни.

Весна

    Застучала за окошком звонкая капель.

    Потеплел воздух, потемнел и осел снег.

    На кустах и деревьях пожелтела листва.

    Птицы возвращаются на родину.

    На берёзах надулись клейкие почки.

    Плывут по реке льдины.

    Журчат шумные ручьи.

Лето

    Наступило жаркое лето.

    Дети бегут на речку поплавать в тёплой воде.

    Поспела в лесу земляника.

    Ягоды усыпали все лесные полянки.

    На реке треснул лёд.

    В июле на лугу идёт сенокос.

    Трава выросла высокая, высокая.

    Хлопья снега падают на деревья и кусты.

    Птицы начинают вить гнезда.

Осень

    Трава пожелтела и завяла.

    Птицы тронулись на юг.

    Льют холодные дожди.

    С огородов и полей убрали последние овощи.

    Весело распевают птицы.

    Над цветами жужжат пчёлы.

    Ветер шуршит сухими листьями.

Проверяем вашу работу.

    Домашнее задание

Отгадать загадки о временах года и месяцах.

    Итог урока

С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

В чём же секрет этого произведения? (Произведение может одновременно являться и сказкой, и загадкой.)

Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. Вы меня очень порадовали.

Загадки о временах года

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

А зовут меня… (Зима)

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит, к нам пришла… (Весна)

Зеленеют луга,

В небе – радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето:

Всех зовёт купаться… (Лето)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек,

Я… (Осень)

Загадки о месяцах

По счёту первым он идёт,

С него начнётся новый год.

Открой скорее календарь,

Читай! Написано… (Январь)

После брата января

Служить очередь моя.

Помогают мне два друга:

Снежная метель и вьюга. (Февраль)

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад –

Заглянул к нам месяц… (Март)

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге.

В небе жаворонка трель –

В гости к нам пришёл… (Апрель)

Зеленеет даль полей.

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)

Расцвели в саду пионы,

В землянике – горок склоны.

Ветерок, прохладой дунь,

Чтоб не жарким был… (Июнь)

Солнце обжигается,

От жары все маются,

Что за месяц это

В середине лета? (Июль)

Этот летний месяц жаркий

Дарит всем свои подарки:

Сливы, яблоки и груши.

Фрукты варим, фрукты сушим.

Он – последний месяц лета,

Осень рядом, близко где-то. (Август)

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)

Всё мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовёт к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да! (Ноябрь)

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год. (Декабрь)