Боевой порядок подводных лодок. Организация боевого патрулирования стратегических ракетоносцев. Обеспечение скрытности стратегических ракетоносцев

Немаловажен факт: с началом массовой и серийной постройки дизельных подводных лодок их освоение новыми экипажами не обеспечивалось какой-либо солидной учебной базой.

Достойно удивления, что массовое строительство, испытания и межтеатровые распределения по флотам обошлись без катастроф, крупных аварий подводных лодок первых поколений. В значительной степени объясняется это тем, что большинство экипажей формировалось из личного состава старых подводных лодок типа «Щука», «Малютка» и пр., уже имевших большой практический опыт боевой подготовки и обеспечения безаварийной эксплуатации боевой техники. Подавляющее большинство командиров новых подводных лодок имели опыт боевых действий в период Великой Отечественной войны. А этот опыт, особенно в вопросах управления и борьбы за живучесть, был суров и драгоценен.


Экипажи подводных лодок, спущенных на воду, равно как и вышедшие из заводских ремонтов, проходили обработку в объеме задач 1-А и 2-А.
Задача 1-А: «Организация службы и подготовка подводной лодки к плаванию».
Задача 2-А: «Управление подводной лодкой в надводном и подводном положениях».

С прибытием на соединения флотов подводные лодки зачислялись в резерв и последовательно отрабатывали задачи «Курса боевой подготовки подводных лодок» (КПЛ) в полном объеме.
Курс разбивался на 2 этапа: подготовка подводных лодок к одиночным и групповым боевым действиям:
Задача № 1: Организация службы и подготовка подводной лодки к плаванию.
Задача № 2: Управление подводной лодкой в надводном и подводном положениях.
Задача № 3: Разведка у побережья противника.
Задача № 4: Огневая подготовка - торпедные (ракетные) атаки, минные постановки.
Задача № 5: Групповые действия подводных лодок (в завесах и тактических группах).

В ходе последовательной сдачи этих задач подводная лодка вводилась: в кампанию (задача № 1), во вторую линию (задача № 2), в первую линию (задачи № 3 и 4) и в «боевое ядро» (после отработки всего курса в полном объеме). Подводные лодки «боевого ядра» после соответствующих проверок допускались к приему ядерного и несли боевое дежурство в отдаленных пунктах базирования (на удаленных рейдах), что считалось самым ненавистным для подводников занятием.

В целом весьма напряженный, но хорошо сбалансированный «Курс боевой подготовки» укладывался в одну годовую кампанию; здесь небезосновательно учтен отрицательный опыт предвоенного периода, когда «курс» растягивался на две летние кампании (в результате к 22 июня 1941 года почти половина подводных лодок Балтийского флота оказалась не подготовленной к боевым действиям).

В ходе отработки задачи №1 личный состав изучал устройство и правила эксплуатации механизмов своего заведования, сдавал зачеты и допускался приказом: по кораблю - к самостоятельному обслуживанию своих боевых постов, офицеры - к самостоятельному управлению группами и боевыми частями, а также - к самостоятельному несению ходовых вахт в надводном и подводном положениях подводной лодки (вахтенные офицеры и вахтенные механики).

Командир подводной лодки при вступлении в командование обязан был немедленно сдать экзамен (или подтвердить допуск) на самостоятельное управление кораблем; старшие помощники командиров обязаны были приобрести этот допуск в ходе отработки задач курса боевой подготовки. Призванные на флот и предназначенные к службе на подводных лодках юноши (а медицинский отбор был весьма суров) в обязательном порядке проходили годичный курс подготовки УОПП (учебные отряды подводного плавания), затем направлялись на подводные лодки в качестве учеников, где обязаны были в двухмесячный срок сдать зачеты на допуск к боевому посту в объеме «книжки боевой номер». Как правило, поступающее на подводную лодку молодое поколение имело школьную подготовку 9-10 классов; требования к матросам надводных кораблей были ниже.

Таким образом, за 4-летний срок службы средний матрос-подводник осваивал уровень: на первом году - специалиста 3-го класса, на втором - специалиста 2-го класса и на третьем - специалиста 1-го класса (старшины-сверхсрочники - уровень «мастера», притом далеко не все). Эта система была жестко регламентированной и полностью себя оправдывала. Последующие ее нарушения в виде сокращения срока службы до трех, а затем до двух лет и контрактной службы в конечном счете привели к резкому росту аварийности и других негативных явлений.

Особенности подготовки подводников того периода проявлялись в торпедной подготовке, проводившейся в условиях жестких требований: подводная лодка отстреливала весь курс задачи № 4 (от элемента 4-Б - атака одиночного корабля, идущего на прямом курсе, до 4-И - атака быстроходной сильно охраняемой цели на зигзаге) в строгой последовательности. Она не допускалась к более сложным видам атак, пока не добивалась зачета на «хорошо» или «отлично». Стрельбы производились только полным набором торпед залпа (без халтурного обозначения «пузырем», как это вошло в систему позднее).

Поэтому нередко получалось так: к утру подводная лодка выгружала боевые торпеды из аппаратов, загружала 4 практические торпеды, выходила в море и атаковала «противника» полным залпом, а по возвращении в базу немедленно восстанавливала полный боекомплект; никакие ссылки на «потом» не допускались. В очередной выход повторялся весь цикл погрузок-выгрузок. Автор смеет уверить: в наиболее напряженные недели подводная лодка перегружала до 24-32 торпед. И аварийных происшествий с оружием практически не было!

Погрузка торпед через торпедо-погрузочный люк

Заключительная атака (боевое управление 4-И) обставлялась драконовскими условиями: атакующая подводная лодка должна была обнаружить отряд боевых кораблей (ОБК) на предельных дальностях, сблизиться скрытно в пределах «критического курсового угла», так же скрытно прорвать охранение, поразив при этом самонаводящимися торпедами 1-2 ближайших корабля охранения и атаковать главную цель (как правило, крейсер) 4-торпедным залпом, добившись «попадания» (прохождения под целью) не менее двух торпед. Отдельные нарушения скрытности атаки - обнаружение «противником» кратковременного срабатывания импульсов РЛС или перископа, обнаружение гидролокатором корабля подводной лодки «до» выпуска ею торпед, или промах залпа, - приводили к однозначной оценке «неудовлетворительно».

Весьма характерным подтверждением такого порядка была итоговая атака в 1958 году тихоокеанской ПЛ С-150 (командир капитан 3 ранга В.Кириенко) отряда кораблей в составе крейсера и четырех эсминцев, следовавшего с Камчатки в залив Петра Великого. Атаку «давали»: командир эскадры надводных кораблей контр-адмирал Г.Чернобай, командующий подводными силами ТОФ контр-адмирал Л.Хияйнен.

Подводная лодка С-150 (командир был болен, имел температуру 39 °С; на это снисхождений не было) успешно атаковала ОБК, поразив самонаводящейся торпедой корабль охранения и двумя торпедами крейсер. Но получила оценку «неуд»: перед покладкой на «боевой курс» командир кратковременно поднял перископ и был засечен (а должен был быть на глубине не менее 30 метров). Еще в море подводная лодка получила РДО: «С вашим подходом в базу разберусь».

С подходом подводной лодки к пирсу контр-адмирал Хияйнен учинил жесточайший смотр: с переноской в руках буквально прополз по всем трюмам и выгородкам, а после этого мрачно осмотрел «куриное подводное воинство» и буркнул: «Не наказываю вас только за то, что лодка чиста».

А итоговая оценка «неуд» осталась. Она перечеркнула всю годовую боевую подготовку; подводная лодка из «красного» попала в «черный» список и допускалась к повторной стрельбе (итоговой) только через год! В течение всей последующей зимы штабисты и политработники на всяческих флотских активах и конференциях непременно «вытирали ноги» о злосчастную С-150 и ее командира.

До этой провальной атаки подводная лодка выполнила все боевые упражнения на «отлично»; все оценки были аннулированы. Таков был «папа Хи», как с почтительным мандражом называли в своем кругу Л.Хияйнена, воевавшего на подводных лодках Черноморского флота, бравые подводники постсталинского периода.
Бесценным был опыт «науки атаковать и стрелять», переданный командирам знаменитыми кафедральными теоретиками-корифеями высших командирских классов (ВОЛСОК ВМФ) - Лонцихом и Дорониным, заслужившими по себе незабвенную память. Поистине драгоценным практическим пособием командирам подводных лодок, особенно при «акустических» атаках быстроходной маневрирующей охраняемой цели, был так называемый планшет Рулюка (командир соединения, впоследствии - контр-адмирал), на котором овладевало сложным искусством акустических атак не одно поколение командиров дизельных подводных лодок. Впрочем, на других флотах были свои рулюки.

Борьба за живучесть отрабатывалась ежедневно и без халтур. И снова здесь пригодился бескомпромиссный и жесткий опыт подводников военного времени. Почти все командиры подводных лодок в период Великой Отечественной войны были молодыми еще офицерами, но уже хватанули опыта «борьбы за корабль» в тяжелых, а порой в невероятно тяжелых условиях боевой обстановки.

Золотым правилом была ежедневная отработка «первичных мероприятий», в результате каждый подводник знал свой отсек «лучше, чем родную маму», и носился по нему пулей в кромешной темноте.

Во время первичных мероприятий и отсечных аварийных учений командовал всеми командир отсека (как правило, старшина или мичман), а «господа-офицеры» действовали в положении «рядовых» (в том числе и командир подводной лодки).

Посмотрел бы читатель, сколько фингалов и кровоподтеков было на физиономии командира, когда под смешки матросов включался свет! Но смешки и хихиканья не были злыми: они не подрывали, а укрепляли авторитет командира и спайку коллектива: «командир умеет делать то, что умею я».

Как порой выглядела борьба за живучесть и подводную непотопляемость дизельной подводной лодки, можно понять из следующего стародавнего эпизода, имевшего место на Тихоокеанском флоте.

В августе 1959 года подводная лодка С-331 вышла в глубоководный район для проверки корпуса при погружении на рабочую глубину. Ее сопровождал корабль-контролер - подводная лодка С-150, на которой старпомом был автор повествования, наблюдавший всю сложившуюся картину с мостика своей субмарины.


С-331 у борта плавбазы "Север"

Погружавшаяся С-331 была перволинейной; никакой особой страховки (в виде отряда аварийно-спасательных сил) не требовалось. Лодка с погружением задерживалась на всех глубинах, кратных 25-30 метрам, осматривала забортную арматуру, давала кодированный сигнал «глубина... метров, все в порядке» и погружалась дальше. Подводная лодка-контролер удерживалась на дальности акустической связи и принимала кодированные сигналы. Все проходило без сучка и задоринки.

Но на последней испытательной глубине 170 метров погрузившаяся подводная лодка сигнала не дала. Далее произошло то, отчего у наблюдавших с лодки-контролера волосы стали дыбом: внезапно на поверхность моря свечой вылетела С-331: в воздухе был весь корпус субмарины с 1-го по 6-й отсек (а это - 60-65 метров), и только седьмой отсек и кормовые рули и винты ее были еще в воде. Такой же свечой подводная лодка ушла под воду и снова взмыла вверх (уже по пятый отсек), погрузилась полусвечой, потом появилась на поверхности (по рубку), затем повалилась на борт, выпрямилась и закачалась на поверхности моря. На мостике появились люди.

Страхующая ПЛ С-150 приблизилась на голосовую связь и запросила: «Нужна ли помощь? Нужна ли буксировка?» С аварийной подводной лодки ответили семафором: «Лодка обесточена, запускаем дизель на винт-генератор, дойдем самостоятельно». Подлодки отправились в базу.

Ну, а внутри лодки? Вот что рассказал старший помощник командира С-331 капитан 3 ранга А.Луцкий (впоследствии контр-адмирал):

Погружение шло по плану. Как мне и положено, я стоял под отдраенным нижним рубочным люком и наблюдал за арматурой боевой рубки, охватив руками вертикальный трап. И вдруг на глубине 170 метров по ушам, как кнутом, ударил резкий свист, мгновенно появился непроглядный туман. Лодку рвануло вверх, меня бросило грудью на вертикальный трап, и я от удара временно «вырубился». Но перед этим успел запомнить жест командира: «Продувать балласт!» Никаких голосовых команд не было, да это и бесполезно. Дальше ничего не помню, кроме того, что мои ноги рвануло вверх, Очнулся, когда меня снова рвануло вниз и я оказался в вертикальном положении.

Как выяснилось впоследствии: вырвало сальник одного из клапанов колонки воздуха низкого давления, расположенной на подволоке. Это наше счастье, что вырвало сальник, а не весь шток клапана. Водяная струя толщиной в палец на такой глубине способна пробить тело человека.

При аварийном продувании балласта подводная лодка рванулась носом вверх, до броскового нарастания дифферента почти до 90°. В ямах был разлит весь электролит батарей, сработала аварийная защита, погас свет... Весь личный состав посыпался к переборкам. Но, как потом выяснилось, искалеченных не было. Всякие сейфы, ящики и переносные приборы были надежно принайтовлены по-походному, это спасло многих от увечий. Словом, сказалась высокая организация экипажа. Такой вот «хэппи энд».

К середине 1950-х годов, да и позднее, особо модной стала отработка борьбы за живучесть кораблей в «условиях применения противником атомного и химического оружия». Эта «борьба» приобрела порой гротескные формы. Не обходилось и без курьезов, присущих только российской действительности.

Главной «азбукой» матроса считалась «Памятка». Ее следовало знать назубок. В ходе «противоатомной кампании» проверяющие из всевозможных штабов сыпались на корабли горохом. Подчас знания этих проверяющих были более тощими, чем злополучная «Памятка». Зачастую наблюдался такой водевиль: на корабль прибывает проверяющий, сопровождаемый корабельной службой, он важно шествует по палубе. В нижние помещения такие представители, как правило, не спускались. Важно смотрит, ответственно смотрит. Государственный человек! Увидел какую-нибудь железяку и вдруг тычет в ближайшего матросика: «Взрыв атомной бомбы на полубаке! Ваши действия?»

Эффект от таких «вводных» всегда был впечатляющим: проверяющий с оскорбленным за государство видом шествовал на причал и спешил доложить по инстанции - «на этом корабле личный состав не подготовлен!» А корабельное (и лодочное тоже) начальство делало грозное выражение лица и потрясало кулаками перед вспотевшей физиономией матроса: «У-у, ты, р-растяпа!»

Поскольку наставления по ПАЗ и ПХЗ (противоатомной и противохимической защите) и в армии (батальон, рота, взвод), и на флоте издавались по единой методе, то и флот (эсминец, тральщик, подводная лодка) действовали по той же унифицированной методе. Завершающий, а следовательно, самый главный элемент задачи № 2 («противоатомная и противохимическая защита подводной лодки») проигрывался по одному и тому же сценарию: подводная лодка стоит у пирса, внезапный налет авиации противника, которая вываливает на несчастную субмарину то ли атомную бомбу, то ли ведро иприта-люизита. В ответ на эти подлые деяния противника на лодке объявляется «химическая тревога», из корпуса вылезают обвешанные дозиметрами и коробками с реактивами химразведчики и очерчивают мелом «места заражения». Вслед за ними в химкомплектах, вооруженные шайками, швабрами и длиннопалочными щетками лезут по скобтрапам, как неуклюжие крабы, ОДО и ДДО (основное и дополнительное дегазационные отделения) и старательно растирают забортной водой «зараженные места».

Как правило, отец-командир и принимающий задачу флагманский химик стоят на мостике (конечно же, без противогазов) и начальственно покрикивают: «Ну, вы там! Не свалитесь за борт!» Можно, конечно, отойти от пирса, погрузиться и смыть всю «эту дрянь». Но такая инициатива противоречила «методе» и не поощрялась.

Подготовка командиров подводных лодок осуществлялась весьма жестко. И в этом, безусловно, сказывалась школа военного времени. Офицер, допущенный к самостоятельному управлению и вступивший в командование подводной лодкой, получал право на ношение нагрудного знака «Командир подводной лодки» - посеребренной старой «щучки» со звездочкой посередине. Этот знак носили с особой гордостью и ценили выше орденов; он вызывал почтительное уважение у всех моряков.

Офицер, назначенный на должность старшего помощника (помощника) командира подводной лодки, был обязан в 6-месячный срок сдать теоретический и практический экзамен на допуск к самостоятельному управлению кораблем своего проекта.

В теоретической части жаждущий допуска должен был сдать:

Флагманскому штурману соединения - весь морской театр на тактический радиус действия подводной лодки: вычертить на память план любой бухты, пролива и т.п. со всеми навигационными опасностями, фарватерами и глубинами; выполнить контрольную навигационную прокладку со всякими хитрыми штучками, решить в нормативные сроки астрономическую задачу.

Обычно флагштурман не утруждал себя блестящей осведомленностью: он просто брал карту, сравнивал и цедил сквозь зубы: «А вот тут вы не нанесли подводный камешек. Не знаете. Идите...»;

Флагманскому инженеру-механику (заместителю командира соединения по электромеханической части): вычертить на память любую систему корабля (которая подчас сложнее любой транзисторной схемы), произвести экспресс-расчет остойчивости и плавучести лодки в различных аварийных вариантах затопления отсеков и т.п.;

Начальнику разведки: отбарабанить на память тактико-технические данные основных кораблей вероятного противника, классифицировать носителей по параметрам работы их радиоэлектронных систем (радиолокационные и гидроакустические станции);

Остальным «флагманским драконам» - приблизительно то же самое плюс новейшие руководства и наставления.

Сдав теорию, жаждущий убывал на чужое соединение, где использовался в режиме «негра», постигая в море науку управления кораблем (как правило, в автономном плавании, с исполнением штатных или дублерских обязанностей). Таким образом, практическую часть подтверждали своей росписью чужие командиры. И только после этого испытуемый прибывал в родную бригаду и предъявлял расчерканный множеством подписей «зачетный лист». Допуск объявлялся приказом командующего флотом.

Но и это было не все: офицер направлялся на ВОЛСОК ВМФ и лишь после завершения программы годичного обучения становился полноценным командиром подводной лодки.

То была эпоха, когда положение «командир корабля» составляло предмет особой гордости и являлось заветной целью каждого корабельного офицера.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

До появления межконтинентальных баллистических ракет морского базирования, ракетные подводные лодки могли осуществить атаку по объектам противника только из стартовых позиций, находящихся на относительно небольшом удалении от его побережья. Ракетные лодки проектов АВ-611, 629, 658, 667А должны были находиться в районах боевых действий (боевой службы). Каждой подводной лодке назначался основной и запасной районы боевых действий (боевого патрулирования), в пределах которых выделялись районы огневых позиций и ожидания. В угрожаемый период лодки переходили из районов ожидания в районы огневых (стартовых) позиций. Находясь на огневой позиции, ракетная подводная лодка была способна произвести пуск ракет по намеченным целям в кратчайшее время после получения приказа. Районы ожидания и огневых позиций назначались таким образом, чтобы обеспечить возможность длительного маневрирования подводных лодок при максимальной скрытности и требуемой готовности ракетного оружия. Подводной лодке мог назначаться и специально разработанный замкнутый маршрут патрулирования. На таком маршруте она в течение всего похода должна была находиться в пределах дальности действия своихракет по назначенным целям.

Расположение районов боевого патрулирования подводных лодок первого поколения определялось дальностью их ракет. Так, районы патрулирования ракетных лодок проектов АВ-611, 629 и 658 находились в Атлантическом и Тихом океанах, Баренцевом, Серерном и Японском морях. Удаленность стартовых позиций этих подводных лодок от целей не превышала нескольких сотен километров, и лишь после оснащения лодок ракетным комплексом Д-4 она стала достигать 1400 км.

Дальность ракет Р-27 (SS-N-6), которыми были вооружены РПКСН проекта 667А (Yankee I), составляла около 2400 км, а зоны патрулирования этих стратегических подводных лодок находились на удалении около 2000 км от побережья США. Начиная с 1973 г., район боевой службы РПКСН проекта 667А в Атлантике сместился к востоку от США приблизительно на 550 км, что, по-видимому, было связано с принятием на вооружение новых ракет Р-27У, дальность которых достигала 3000 км.

Следующая модификация ракет —Р-29 (SS-N-8), которыми оснащались РПКСН проекта 667Б (Delta I) —обладала совершенно новым качеством. Дальность этих ракет составляла около 8000 км, что позволяло ракетным подводным лодкам поражать цели практически на всем пути их следования по маршруту. Начиная с 1973 г. советские стратегические подводные лодки обрели способность поражать практически любые цели на территории США находясь в пунктах базирования на Кольском полуострове, Дальнем Востоке и Камчатке.

Согласно западным источникам, РПКСН проектов 667Б, 667БД и 667БДР несут боевое патрулирование в районах Гренландского моря, в Баренцевом море и в Охотском море. Иногда один или два ракетоносца находятся вблизи Берингова пролива. Районы патрулирования стратегических подводных лодок третьего поколения —проектов 941 (Typhoon) и 667БДРМ (Delta IV) — по-видимому находятся в Баренцевом море.

Организация боевой службы стратегических ракетоносцев

В конце 50-х годов, после того как ракетные подводные лодки первого поколения вступили в боевой состав флота и ими были совершены испытательные походы, они стали выходить на боевую службу в окраинные и прилегающие моря СССР. До 1963 г. было выполнено несколько отдельных боевых походов к берегам США. Эти походы совершали дизельные ракетные подводные лодки. После 1963 г. было налажено систематическое несение боевой службы в удаленных от территории СССР районах, а с сентября 1966 г. ракетные подводные лодки, как дизельные, так и атомные, стали нести боевую службу (в том числе и у берегов США) непрерывно.

С вступлением в боевой состав ракетоносцев проекта 667А (Yankee I) интенсивность боевой службы стратегических подводных лодок резко возросла, так что в море постоянно находилось 12-15 ракетоносцев.

Первая боевая служба РПКСН проекта 667А в Атлантике началась в июне 1969 г. Через 16 месяцев, с октября 1970 г., стратегические подводные лодки этого типа стали нести службу и на Тихом океане. К 1971 г. в районах боевой службы регулярно находилось четыре РПКСН проекта 667А, из которых три —в Атлантическом океане и один —в Тихом.162 С августа 1973 г. постоянную боевую службу стали нести по два ракетоносца Северного и Тихоокеанского флотов. Такой порядок развертывания стратегических подводных лодок сохранялся по меньшей мере до 1976 г.

На Северном флоте периодичность выхода стратегических лодок проекта 667А на боевую службу обычно составляла 26 суток, при этом цикл несения службы в Атлантике обычно длился 77-78 суток, включая время перехода. В районах боевой службы в Атлантическом океане лодки находились как правило в течение 53 суток.

Аналогичным образом была организована служба РПКСН проекта 667А и на Тихом океане. Периодичность выходов лодок в море составляла 29 суток, время перехода —от 10 до 13 суток, а длительность нахождения в районе боевой службы—52-56 суток.165 Как правило подводные лодки шли в районы службы кратчайшим путем из базы Рыбачий вблизи Петропавловска-Камчатского. Изредка их маршруты проходили по Берингову морю вдоль Алеутских островов.

С середины 70-х годов, после того как на вооружение поступили межконтинентальные БРПЛ и появилась возможность осуществлять запуск ракет из мест базирования, до 20-22 ракетоносцев находилось в высокой степени боеготовности к пуску ракет (на боевом патрулировании в море и боевом дежурстве в базах). Такая интенсивность развертывания сохранялась до начала 90-х годов.

Организация боевого патрулирования на советском флоте предусматривала относительно невысокую степень оперативного использования ракетных подводных лодок. Как правило на боевом патрулировании в море находилось только

15-25% советских РПКСН. Оперативными планами ВМФ СССР предусматривалось, что в угрожаемый период в море должны выйти все подводные лодки, способные это сделать.168 Покинуть береговой пункт базирования должны были даже ракетоносцы, на борту которых не было оружия. Погрузка оружия на эти лодки должна была осуществляться в море. Стратегические подводные лодки, которые не могли по тем или иным причинам выйти в море, но были в состоянии осуществлять ракетную стрельбу, должны были нести боевое дежурство в базе.

За 90-е годы количество РПКСН, находящихся в высокой боеготовности, уменьшилось вдвое,169 причем большая их часть несет боевое дежурство в базах.

Согласно оценкам западных экспертов, на боевом патрулировании в море в начале 90-х годов находилось от 4 до 6 ракетоносцев.

Этапы несения боевого патрулирования

Основными этапами похода стратегической подводной лодки являются выход из базы, переход в район боевой службы, боевое патрулирование и возвращение в базу.

Маршрут следования РПКСН разрабатывается оперативным управлением флота по согласованию с Главным штабом ВМФ. Выработка маршрутов патрулирования стратегических подводных лодок осуществляется в соответствии с оперативными планами Генерального штаба Вооруженных сил, в которых определяется количество РПКСН, находящихся на боевом патрулировании и на боевом дежурстве в базах.

Выход из базы

Выход из пункта базирования является очень важным этапом в обеспечении скрытного патрулирования ракетоносца. Для обнаружения выхода подводных лодок из баз используются различные методы. В частности, США осуществляют регулярное наблюдение за пунктами базирования российских подводных лодок с помощью спутников слежения.

Стратегическая подводная лодка, находящаяся у пирса, представляет собой хорошо заметную цель для спутниковой аппаратуры. По снимкам, полученным спутниковой разведывательной аппаратурой, можно легко отличить стратегические ракетоносцы от других типов подводных лодок, имеющих меньшие габариты. Для наблюдения за пунктами базирования используются низкоорбитальные спутники, оснащенные аппаратурой видимого и инфракрасного диапазонов и радиолокаторами с синтезированной апертурой. Такие спутники не позволяют осуществлять непрерывное наблюдение за базой, предоставляя информацию о находящихся в порту подводных лодках с интервалом 1-3 суток.

Следующий рубеж, который стратегической подводной лодке необходимо пройти скрытно, находится в нескольких десятках миль от выхода в море. Как правило на ближних подступах к пунктам базирования РПКСН находятся одна или две подводные лодки США. Одна из основных задач этих подводных лодок заключается в обнаружении факта прохождения ракетоносца. Поскольку районы выходов из пунктов базирования и подходы к ним хорошо известны, то при благоприятных погодных условиях эту задачу иногда удается выполнить.

В связи с этим выход стратегических подводных лодок из пункта базирования осуществляется при обеспечении максимальной скрытности. Для того, чтобы снизить вероятность обнаружения ракетоносца, перед его выходом в море в районе пролегания его маршрута как правило проводится операция по поиску и вытеснению чужих подводных лодок. При выходе РПКСН из порта его сопровождает боевое охранение, состоящее из сторожевых кораблей, тральщиков и противолодочных вертолетов.

Переход в район боевой службы

Для несения боевого патрулирования ракетные подводные лодки проектов АВ611, 629, 658 и 667А должны были совершить длительный переход от базы к районам боевой службы. В Атлантике маршруты перехода ракетоносцев к районам боевого патрулирования пролегали через рубежи мыс Нордкап — остров Медвежий и Исландия —Фарерские острова. Иногда переход совершался через рубеж Шетландские —Фарерские острова или Датский пролив.

Скорость движения лодки во время перехода выбиралась исходя из того, что переход должен был совершаться скрытно, но в минимальные сроки. В Атлантике средняя скорость РПКСН проекта 667А на переходе составляла 10-12 узлов, так что в район несения боевой службы РПКСН приходил через 11-13 суток.

Во время перехода советские стратегические ракетоносцы были наиболее уязвимы для средств противолодочной обороны (ПЛО). Ключевую роль в обнаружении советских подводных лодок играли позиционные антенны гидроакустических приемников типа SOSUS, которые были развернуты на рубежах мыс Нордкап — остров Медвежий, Гренландия —Исландия —Фарерские острова — Великобритания, а также вдоль Алеутских островов в Тихом океане. С помощью этих антенн удавалось не только регистрировать факт прохода рубежей советскими подводными лодками, но иногда и обнаруживать их на значительном удалении. Эффективность обнаружения повышалась в случае наличия оперативной информации о выходе лодки из базы. После регистрации подводной лодки рубежными антеннами в предполагаемый район нахождения ракетоносца как правило направлялся самолет ПЛО, который более точно определял его положение, курс и при необходимости осуществлял слежение за ракетоносцем. Информация о местоположении ракетоносца могла передаваться надводным противолодочным кораблям или торпедным подводным лодкам.

Для снижения эффективности противолодочных средств советские ракетоносцы использовали ряд приемов, которые помогали им избежать обнаружения. Подводная лодка могла идти в непосредственной близости от торговых судов или боевых кораблей, шумы которых заглушали звук, производимый подводными лодками. В районах расположения позиционных гидроакустических антенн скорость лодок снижалась до максимальной малошумной. Подводная лодка периодически меняла курс с целью проверки отсутствия слежения средствами ПЛО и для снижения заметности лодки в направлении на приемные гидроакустические антенны системы противолодочной обороны.

В некоторых случаях во время перехода в район боевой службы стратегическую лодку сопровождала торпедная ПЛА, в задачу которой входило обеспечение боевого охранения ракетоносца. При этом лодки могли двигаться либо автономно по установленным маршрутам, не имея связи друг с другом, либо в паре, поддерживая скрытную звукоподводную связь.

Боевое патрулирование

В период несения боевого патрулирования задачей ракетоносца является нахождение в постоянной боевой готовности к применению ракетного оружия при поступлении приказа Верховного Главнокомандования. Это означает выполнение ряда требований. Во-первых, необходимо обеспечить боевую устойчивость ракетоносца, т. е. создать такие условия, которые бы не позволили противнику обнаружить и уничтожить ракетоносец до выполнения боевой задачи. Боевая устойчивость ракетоносцев обеспечивается путем создания в зонах их патрулирования укрепленных районов, а также уменьшением их заметности для сил ПЛО противника. Во-вторых, для надежной и своевременной передачи приказа на применение ракетного оружия должна быть обеспечена надежная связь с подводной лодкой. И, наконец, результат выполнения боевого задания зависит от того, насколько точно известно положение подводной лодки в момент старта.

Обеспечение скрытности стратегических ракетоносцев

Параллельно с созданием подводных лодок и ракетных комплексов, позволяющих осуществлять подводный пуск баллистических ракет, усилия советских конструкторов были сконцентрированы на снижении шумности подводных лодок. В 60-х годах американские стационарные гидроакустические системы были способны обнаруживать совершающие переход советские атомные подводные лодки на расстояниях до нескольких сотен километров. Целенаправленные усилия по снижению уровня шумности советских ракетоносцев привели к тому, что к началу 90-х годов уровень шума подводных лодок стал сравним с естественными шумами океана. Дальность, на которой могут быть обнаружены современные российские ракетоносцы, даже в самых благоприятных условиях не превышает нескольких десятков километров.

В районе боевого патрулирования стратегическая подводная лодка поддерживает минимальную скорость хода —до 5 узлов. Глубина погружения при патрулировании выбирается таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечить наилучшие условия для освещения подводной и надводной обстановки, а с другой—затруднить обнаружение самой подводной лодки. Контроль за окружающей обстановкой стратегическая подводная лодка производит с помощью гидроакустической аппаратуры, работающей как правило в пассивном режиме. Поскольку диаграмма направленности чувствительности гидроакустического комплекса имеет максимум в направлении носа лодки и минимум —в направлении кормы, подводная лодка периодически осуществляет маневр разворота для проверки отсутствия слежения.

Активный режим гидроакустического комплекса используется лишь в тех случаях, когда он не угрожает скрытности ракетоносца, либо в ситуациях, когда скрытность перестает быть важной. В частности, активная гидролокация иногда применяется перед всплытием подводной лодки, для уточнения координат цели при торпедной стрельбе, при движении подо льдом для замеров толщины льда и обнаружения препятствий в ближней зоне, при движении на мелководье и участках со сложным рельефом дна.

Связь со стратегическими подводными лодками

Управление стратегическими подводными лодками, находящимися на боевом патрулировании, осуществляется Главным штабом ВМФ через штаб флота с помощью развернутой по всей России системе передающих и приемных радиоцентров и центров космической связи, работающих в непрерывном режиме. Система управления морскими стратегическими силами объединяет каналы связи, действующие на различных физических принципах, что повышает надежность и помехозащищенность всей системы в самых неблагоприятных условиях. Она включает передающие и приемные стационарные радиостанции, работающие в различных диапазонах спектра, спутниковые, самолетные и корабельные ретрансляторы, мобильные береговые радиостанции, а также гидроакустические станции и ретрансляторы. Все элементы системы управления как правило связаны между собой кабельными и радиорелейными линиями связи.

Гарантированное доведение сигналов боевого управления до РПКСН, совершающих боевое патрулирование, обеспечивается их одновременной передачей на группе частот, включающей частоты на сверхдлинных (СДВ), коротких волнах (КВ), а также частотах космической связи. Передача сигналов идет регулярно в соответствии с заданным графиком связи с РПКСН.

Кроме этого, подводная лодка получает сигналы, передаваемые с помощью электромагнитных волн сверхнизкой частоты (СНЧ). Эти волны, частота которых составляет несколько десятков герц, в отличие от более коротких электромагнитных волн могут проникать в толщу воды на глубину до 200-300 м. Так, сигналы станции СНЧ "Зевс", расположенной на Кольском полуострове, могут регистрироваться стратегическими подводными лодками практически в любой точке земного шара. Поскольку скорость передачи информации по каналу СНЧ очень низка, по нему передаются только общие команды для всех РПКСН на боевом

патрулировании, обозначаемые заранее установленным кодом. Например, отдельным кодом может передаваться указание "Подвсплыть для получения приказа на применение оружия" или "Приведение в полную боевую готовность". В мирный период по каналу СНЧ периодически передается код, означающий, что "обстановка нормальная". Отсутствие этого кода в условленное время является сигналом о создавшейся чрезвычайной ситуации.

Сигналы сверхдлинных волн (СДВ) могут проникать в воду на глубину до 5 м. Для приема этих сигналов подводные лодки должны подвсплывать на перископную глубину или разворачивать буксируемые приемные антенны. К концу 80-х годов на территории СССР действовали шесть стационарных станций СДВ, расположенных в Молодечно (Белоруссия), Нижнем Новгороде, Фрунзе, Архангельске, Краснодаре и в Хабаровске. Эти станции обеспечивали связь на большей части Мирового океана (кроме удаленных акваторий Южного полушария, западной части Атлантического и восточной части Тихого океана). Станции продолжают работать, регулярно осуществляя трансляцию на нескольких частотах в диапазоне от 3 до 30 кГц. По каналу СДВ передаются не только общие для всех подводных лодок приказы, но также и сигналы боевого управления.

Для обеспечения надежной передачи приказа на применение оружия в боевых условиях в Советском Союзе были созданы мобильные береговые и авиационные станции СДВ связи. В 1985 г. на вооружение флота поступили самолеты СДВ связи Ту-142МР, которые в угрожаемый период должны осуществлять непрерывное боевое дежурство в назначенных зонах, находясь в готовности к передаче сигналов на стратегические ракетоносцы.187 К концу 1992 г. в России насчитывалось 13 самолетов Ту-142МР, семь из которых дислоцировались на Тихоокеанском флоте, а шесть—на Северном.

Наиболее разветвленной является сеть радиосвязи на коротких и ультракоротких волнах, включающая в себя множество стационарных и мобильных наземных передающих центров и ретрансляционных радиостанций. В состав этой сети входят спутниковые, авиационные и корабельные ретрансляторы. До появления первых советских СДВ-трансляторов "Голиаф” и "Геркулес"189 связь на коротких волнах была единственным способом передать оперативную информацию подводным лодкам, несущим боевую службу у берегов США, а также в Атлантическом и Тихом океанах. Основным недостатком КВ и УКВ связи является необходимость развертывания демаскирующей подводную лодку антенны.

В ряде случаев наряду с радиосвязью может применяться звукоподводная " связь, основное преимущество которой заключается в отсутствии необходимости всплытия подводной лодки и использования выдвижных и буксируемых антенн.

В то же время, радиус действия звукоподводной связи составляет не более 10-30 км.

Находясь на боевом патрулировании, стратегический ракетоносец как правило не передает никакой информации на берег. Ситуациями, в которых возможен выход в эфир, могут быть обнаружение попытки слежения, от которого ракетоносцу не удается избавиться самостоятельно, крупная авария на борту, тяжелое состояние или гибель членов экипажа.

Кроме этого, обычно предусматривается проведение периодических сеансов связи. В назначенное для сеанса время подводная лодка подвсплывает на перископную глубину и разворачивает антенны для приема информации, передаваемых на средних, длинных, коротких и ультракоротких волнах. Необходимо отметить, что современные подводные лодки могут принимать сигналы и оставаясь на рабочей глубине —они оснащены буксируемыми антеннами для приема внешних сигналов.

Средства навигации РПКСН

В середине 50-х годов определение местоположения подводной лодки производилось с помощью радионавигационных систем. Развернутые в то время системы "Декка" и “Лоран-А" обеспечивали в дневное время точность определения места 0.3-0.5 мили на расстояниях до 600 миль, а в ночное время —0.5-1.5 мили на расстояниях до 300 миль.192 Когда подводная лодка находилась вдали от берега, использовались астрономические измерения, позволявшие определять координаты лодки с точностью менее 1 мили. Однако, поскольку погодные условия не всегда позволяли производить астрономические измерения, разница между истинным положением подводной лодки и расчетным (невязка) в период между замерами могла достигать 10 миль.

В начале 60-х годов подводные лодки стали оснащаться первыми радиосекстанами, которые позволяли определять высоту Солнца, Луны и даже некоторых ярких звезд в любую погоду. Кроме этого, на подводных лодках появились инер-циальные навигационные системы, позволившие значительно снизить невязку. Так, в режиме проведения астрономических измерений один раз в двое суток, невязка не превышала 4 миль. Именно благодаря инерциальным навигационным системам советские подводные лодки к началу 70-х годов освоили арктические маршруты.

Полностью проблема навигационного обеспечения в удаленных от побережья СССР районах океана, а также проблема всепогодности была решена только после создания спутниковой навигационной системы. В СССР было развернуто несколько спутниковых систем навигации.193 В состав первой системы, развертывание которой было начато в 1967 г., входило три спутника. К началу 80-х годов количество спутников в этой системе, известной в настоящее время как "Парус", было доведено до 6. Система обеспечивала определение места с точностью до 100 м. В 1976 г. началось развертывание системы "Цикада”, состоящей из 4 спутников и предназначенной в первую очередь для навигации гражданских судов. Военные корабли могли использовать сигналы как той, так и другой системы.

Возрастающие треборания к точности навигации стимулировали разработку второго поколения навигационных спутниковых систем. В отличие от предыдущих, они рассчитаны на получение не двух, а трех координат пользователя, а также трех компонентов его вектора скорости. В 1982 г. Советский Союз начал развертывание спутников системы "Глонасс" ("Ураган"), аналогичной созданной в США системе Navstar/GPS. В 1996 г. развертывание системы, которая объединяет 24 спутника, было завершено. Заявленная точность полностью развернутой системы "Глонасс" составляет 10 м по каждой из координат и 0.05 м/с по каждой из компонент вектора скорости.

Действия при получении приказа на применение ракетного оружия

Стратегические подводные лодки проектов АВ-611, 629, 658 и 667А должны были перейти в район стартовых позиций для осуществления пуска ракет по целям. Положение стартовых позиций указывалось в пакете Генштаба, который вскрывался после получения приказа о повышении боеготовности и следовании в район стартовых позиций. В случае получения приказа на применение ракетного оружия предусматривалось вскрытие еще одного пакета Генштаба, который хранился в личном сейфе командира РПКСН. В этом пакете содержались коды, которые должны быть введены в систему управления ракет для того, чтобы осуществить их пуск. Решение о вводе полученного кода и пуске ракет принималось только после проверки правильности полученного приказа одновременно не менее, чем двумя лицами, включая командира ракетоносца и его старшего помощника.

После прибытия ракетоносца на стартовую позицию осуществлялась предстартовая подготовка, которая включала переход подводной лодки на глубину стрельбы, уточнение местоположения, проверку основных агрегатов ракеты, нацеливание. Процесс предстартовой подготовки на подводных лодках первого поколения занимал около часа. В дальнейшем процедуры предстартовой подготовки были автоматизированы, что позволило существенно сократить ее длительность. На современных ракетоносцах для проверки правильности приказа на пуск, выхода на стартовую глубину и проведения заключительных предстартовых операций требуется не более 9-15 минут.

В начале 70-х годов был изменен порядок передачи приказа на применение ракетного оружия. Разрешающие коды стали передаваться вместе с приказом на пуск по каналам связи с РПКСН. Система управления стратегическим оружием стала более централизованной. Такая процедура применяется и в настоящее время.

По мере совершенствования техники улучшались и характеристики системы управления стартом ракет. На первых ракетных подводных лодках стрельба могла осуществляться одиночными ракетами с интервалом от 15 до 30 минут. РПКСН проекта 667А были способны стрелять четырехракетными залпами. Интервал времени между последовательными стартами ракет не превышал 15-20 секунд, а между последовательными залпами —трех минут.1 Ракетоносцы третьего поколения способны осуществлять стрельбу залпом любым количеством ракет из своего боезапаса.

Существовавшие в СССР планы использования стратегических подводных лодок предусматривали, что после осуществления первого ракетного удара ракетоносцы должны возвратиться в базы для перезарядки своих пусковых установок новыми ракетами и подготовки к повторному выходу в море. В СССР были построены специальные суда для транспортировки БРПЛ и погрузки ракет на ракетные подводные лодки в маневренных пунктах базирования флота."99 В 60-70-е годы эти функции выполняли суда проектов 323А и 323Б (Lama). В середине 1970-х были построены суда различных модификаций проекта 1791 (Amga), а в 1985 г. в состав Северного флота вступило судно "Александр Брыкин" (проект 11570), специально предназначенное для перевозки ракет Р-39 для ТРПКСН проекта 941.

В военное время:
  • уничтожение подводных лодок противника;
  • противолодочное обеспечение своих сил;
  • уничтожение ударных группировок ВМС противника, его кораблей и транспортов;
  • скрытные минные постановки;
  • ведение разведки и обеспечение наведения своих сил на противника, выдача целеуказания;
  • высадка разведгрупп;
  • перевозка личного состава и грузов;
  • навигационное, гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение БД;
  • спасение экипажей самолетов и вертолетов;
  • разрушение наземных объектов на территории противника.
В мирное время:
  • поиск и длительное слежение за ПЛ и корабельными группировками противника в готовности к их уничтожению с получением сигнала о начале военных действий;
  • несение патрульной службы на противолодочных рубежах;
  • боевое обеспечение своих ударных сил.
Тактические свойства ПЛ – это совокупность их боевых качеств и специфических особенностей, характеризующих возможность решения ими боевых задач.

Основное тактическое свойство – скрытность:

  • способность уклоняться от обнаружения;
  • способность устанавливать наличие слежения;
  • способность оторваться от слежения и восстановить скрытность.
Мероприятия по достижению скрытности:
  • организационные (тишина);
  • технические (снижение уровня физполей);
  • тактические (грамотное маневрирование).
Скрытность обеспечивается:
  • минимальным уровнем шумности и других физполей, демаскирующих ПЛ;
  • правильным выбором глубины;
  • высокими малошумными скоростями;
  • большой дальностью плавания в подводном положении;
  • рациональным использованием РЭС в активном режиме;
  • мощным оружием и его применением из-под воды;
  • большой дальностью пассивных средств наблюдения;
  • своевременным учетом гидрометеоусловий;
  • умелым применением ГПД и средств маскировки.
Среди других тактических свойств, наиболее важными являются:
  • Способность длительно находиться в удаленных районах океана без пополнения запасов составляет 25-125 суток.
  • Меньшая зависимость от ГМУ.
  • Способность активно бороться с кораблями ПЛО.
  • Способность веления разведки своими средствами.
  • Специфические особенности: ограниченная возможность применения в мелководных районах; ограниченная возможность поддержания двусторонней связи между подлодками, с КП, в группе с другими силами; невозможность борьбы с авиацией.
  • Комплекс оружия и технических средств позволяет подводным лодкам выполнять поражение подводных лодок на удалении до 50 миль, уничтожать надводные корабли - до 300 миль, наносить удары по берегу - до 1500 миль.
Обязательным этапом боевой деятельности подлодок является развертывание.

РАЗВЕРТЫВАНИЕ - это комплекс мероприятий по осуществлению и обеспечению перехода ПЛ в район действий с целью своевременного и скрытного занятия в наибольшей готовности к выполнению поставленной задачи.

Развертывание может осуществляться:

  • на широком фронте;
  • на узком фронте;
  • в стесненных условиях эшелонирования.
Может осуществляться:
  • одиночными ПЛ (самостоятельно и в составе разнородных корабельных групп);
  • группами ПЛ (тактическими группами в боевых, походных порядках (строях);
  • группировками в боевом построении.
Маршруты развертывания должны отвечать требованиям:
  • находиться вне районов действия противолодочных сил (ПЛС) противника и вне районов действия своих ПЛС;
  • быть вне районов действия стационарных систем обнаружения;
  • удалены от побережья;
  • проходить через районы интенсивного судоходства.
Исходный рубеж – ориентир, относительно которого планируются действия ПЛ и обеспечивающих сил при развертывании.

Контрольный рубеж – назначается при организации взаимодействия подводных лодок друг с другом и обеспечивающими силами для предотвращения сближения (при пересечении маршрутов) для исключения взаимного обнаружения. Могут назначаться рубежи донесений.

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРОТИВ ПЛ И НК ПРОТИВНИКА ведутся самостоятельно или в составе группировок разнородных сил.

1. Боевые действия соединений (групп) ПЛ против ПЛ в зависимости от условий обстановки ведутся:

  • в районах;
  • на противолодочных рубежах;
  • по назначенному направлению (на маршрутах развертывания);
  • по вызову (в вероятных районах).
Выполнение задач выполняется способами:
  • на ходу;
  • на якоре в подводном состоянии;
  • на грунте;
  • на жидком грунте.
Формы решения задач уничтожения ПЛ:
  • морской бой;
  • атака.
Атака производится: немедленно (в нмц) или планово (с полной подготовкой данных).

Основной формой решения задачи уничтожения КОН, ДесО, АУГ является морской бой группы и одиночных ПЛ; удар, атака.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПЛС ПРОТИВНИКА предполагает:

  • обход района, опасного по данным разведки и КП;
  • своевременное обнаружение, уклонение или уничтожение противника немедленно или в назначенный срок.
МАНЕВРИРОВАНИЕ В ЗАВЕСАХ позволяет эффективно решать задачи дизельными подводными лодками на широком фронте.

Завеса - взаимное расположение подводных лодок, регламентированное по курсовым углам и дистанциям относительно общего центра, обеспечивающее согласованные действия при поиске, атаках, нанесении ударов, а также взаимную безопасность.

Завеса – группа с единым построением подводных лодок, маневрирующая синхронно и параллельно относительно условной точки (центр завесы).

Командир группы назначает маневрирование, генеральные курс и скорость группы задаются командованием.

ОСНОВЫ ТАКТИКИ РАКЕТНЫХ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Развертывание в районы боевого предназначения осуществляется скрытно, самостоятельно, относительно высокой скоростью (11-16 узлов). С занятием района (маршрута), скорость патрулирования 3-5 узлов, глубины 30-60 метров в целях уверенного приема сигналов боевого управления и скрытности. Резкого маневрирования не применяют. При патрулировании выдерживается постоянная 15-минутная готовность к пуску; непосредственно перед началом военных действий назначается немедленная готовность к пуску, но поддержать ее продолжительное время сложно. Стрельба осуществляется в назначенное время, в кратчайший срок, серийно или одиночно, с использованием внешнего цеоеуказания или самостоятельно.

Боевой порядок подводных лодок

Первая буква "з"

Вторая буква "а"

Третья буква "в"

Последняя бука буква "а"

Ответ на вопрос "Боевой порядок подводных лодок ", 6 букв:
завеса

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова завеса

Искусственный дым без огня

Дымка от взрыва шашки

Искусственное облако дыма для маскировки

Завесить и пр. см. завешивать

Дым без огня

Спец. расположение подв. лодок; стих. И.Бунина

Пелена, дымка, полог, марево

Определение слова завеса в словарях

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
оперативное объединение Красной Армии в 1918; послужила основой для развертывания ряда армий и фронтов. Расположение подводных лодок на определенном рубеже для выполнения боевой задачи. См. Дымовая завеса.

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Завеса - система оперативных объединений, состоящих из отдельных отрядов РККА, предназначенная для обороны демаркационной линии, установленной после заключения Брестского мира и прикрытия главных направлений, ведущих к центрам страны, от возможных вторжений...

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Большое полотнище, служащее для завешивания, загораживания чего-л.; занавес. То, что закрывает собою, скрывает что-л. Преграждение, создаваемое артиллерийским, минометным и т.п. огнем, служащее препятствием для продвижения противника.

Примеры употребления слова завеса в литературе.

С последним криком ярости и вызова альб прорвал завесу пламени и выскочил на площадку.

Но он таит про себя это знание, быть может сознавая, что оно под силу не всякому, и, быть может, именно в этом сдержанном выражении, глядевшем точно из-за какой-то завесы на всякого, к кому обращался Федор Бесприютный с самыми простыми словами, скрывалась главная доля того обаяния, которое окружало вожака арестантской партии.

Мартин прошелся своим стомегаваттным лазером сначала по надстройкам верхней палубы штурмовика, затем по его бронированным бокам, после чего, в целях защиты от ответных залпов, выпустил сразу несколько зарядов антилазерной аэрозольной завесы .

Он кончился 200-ярдовым барражем из фосфорных и магниевых бомб, которые взрывались со страшным грохотом и ослепительными вспышками, особенно эффектными на фоне тяжелой завесы облаков дыма.

Похоже, что, проникнув за таинственную завесу , господа Бессемер и Спотсворт обрели дар ясновидения.

Как свидетельствуют сообщения иностранной печати, и другие капиталистические страны предпринимают меры по дальнейшему наращиванию своей военной мощи. Значительное внимание при этом уделяется развитию военно-морских сил, и особенно подводных лодок, которые выдвинулись на положение главной ударной силы флотов основных морских империалистических держав.

В иностранной печати отмечается, что современные подводные лодки, особенно атомные, имеют ряд преимуществ перед другими кораблями и могут самостоятельно решать стратегические задачи. К числу этих преимуществ иностранные военные специалисты относят, например, сравнительную неуязвимость, большие скорость хода и автономность плавания, высокие ударные возможности в результате оснащения подводных лодок баллистическими ракетами и системами ПЛУРО. Согласно планам строительства ВМС в империалистических странах предусматривается дальнейшее повышение боевых возможностей подводных лодок.

Совершенствование подводных лодок в капиталистических странах сопровождается развитием способов их боевого применения. Об этом свидетельствует, в частности, публикуемая ниже статья бывшего командующего Шотландским военно-морским округом ВМС Великобритании вице-адмирала в отставке Макджеока, в которой рассматриваются некоторые изменения в тактике действий подводных лодок, вызванные совершенствованием этих кораблей, а также развитием противолодочных сил и средств.

Многие склонны оценивать роль и значение подводных лодок (так же, впрочем, как и авиации ВМС) по тому влиянию, которое они оказывают на развитие надводных кораблей и на их способность решать традиционные задачи. Отсюда вытекает опасность, что некоторые высокопоставленные военно-морские специалисты могут в своих рекомендациях политическим руководителям дать тенденциозную и ошибочную оценку роли и значения подводных лодок. Развитие кораблей этого класса, особенно после того как их начали оснащать ящерными энергетическими установками, происходило настолько быстро, что теперь появилась очевидная необходимость тщательно взвесить их боевые возможности и пересмотреть задачи, которые они могут решать. Надо определить новые факторы их использования, которые, несомненно, следует учитывать при распределении ассигнований на совершенствование и строительство ВМС.

Развитие ядерного оружия и систем, обеспечивающих его применение, привело к тому, что это оружие стало устрашающим в глобальном масштабе. Такое положение приводит к сознанию, что попытка использовать ядерную войну как «инструмент политики» может оказаться тщетной, бесполезной и очень опасной.

Способность сверхдержав наносить массированные и разрушительные удары, а также соответствующие возможности этих стран защищаться от таких ударов представляют собой единую систему, которая, с одной стороны, кажется совершенно необходимой, а с другой - остаётся постоянно неиспользуемой. Советско-американские переговоры об ограничении стратегических вооружений являются результатом тою, что правительства этих стран пришли к выводу о нецелесообразности расходовать на них значительную долю своих национальных ресурсов. Вполне возможно, что Соединённые Штаты и Советский Союз будут все меньше и меньше уделять внимания развитию стратегических вооружений, совершенствуя обычное оружие. Именно поэтому представляется необходимым пересмотреть роль и значение патрульных подводных лодок.

Прежде всего надо сказать об атомных подводных лодках, вооружённых баллистическими ракетами. Роль их очень велика: это силы стратегического устрашения.

На исследования и разработки средств и методов обнаружения подводной лодки, находящейся в подводном положении, затрачены сотни, если не тысячи миллионов долларов, фунтов стерлингов, франков и даже иен. Однако, кроме акустических, пока не найдены другие средства, позволяющие обнаружить подводную лодку, находящуюся на расстоянии нескольких тысяч метров. Даже в ограниченном районе, в котором возможно использование слоя «температурного скачка», поиск её не даёт желаемых результатов. Различия в температуре, солёности и в других физических свойствах морской воды настолько велики и непостоянны, что их очень трудно учитывать при поиске подводных целей. Следовательно, подводная лодка по-прежнему может надёжно укрываться в глубинах морей и океанов, находясь в постоянной готовности к пуску ракет. Таким образом, непрерывное наблюдение за подводным флотом потенциального противника является почти невыполнимой задачей. Атомные ракетные подводные лодки должны выходить из своих баз и возвращаться в них. Такую лодку при выходе её из базы могла бы атаковать патрульная подводная лодка противника, находящаяся на соответствующей позиции. Однако она также в состоянии скрытно, в течение многих дней или недель следить за подводной лодкой-целью, но при условии, что та не предпримет соответствующих контрмер. Между тем надо полагать, что подводная лодка, предназначенная для «стратегического устрашения», обязательно предпримет необходимые контрмеры.

Эскадренные и патрульные подводные лодки относятся к обычным силам ВМС и не включаются в систему стратегических сил устрашения. В Великобритании понятие «эскадренная» подводная лодка после некоторого перерыва было введено в 1967 году главным образом для того, чтобы можно было отличить атомные ракетные подводные лодки, вооружённые ракетами , от атомных торпедных лодок-носителей обычного оружия. Подводные лодки, которые не имеют баллистических ракет и не способны решать задачи непосредственной поддержки надводных сил флота (что могут делать эскадренные лодки), но в состоянии выполнять все другие задачи подводных лодок, называются «патрульными».

Патрулирование - это, как правило, не первостепенная задача, её выполняют лёгкие силы флота. Основная цель патрулирования - разведка или обнаружение противника, а иногда и уничтожение его небольших сил. Патрулирование может проводиться на значительном удалении от побережья и главных сил флота или вблизи их.

Некоторые военно-морские специалисты, даже те, кто командует подводными силами, иногда забывают, что единоборство подводной лодки с подводной лодкой нельзя сравнить с единоборством однотипных боевых^ средств других видов вооружённых сил. Подводная лодка должна полагаться на гидроакустические средства, которые менее эффективны, надёжны и совершенны, чем визуальные или электронные средства обнаружения. - Поэтому корабли этого класса в борьбе друг с другом за редким исключением лишены возможности создать такую тактическую обстановку, когда одна сторона могла бы легко добиться победы над другой. Даже если подводные лодки ведут боевые действия против надводных кораблей, им очень трудно осуществлять это группами, хотя в некоторых ситуациях такой метод их использования приводит к положительным результатам. Единоборство подводной лодки с подводной лодкой похоже на бой двух солдат, в котором очень большую роль играет внезапность. Подводная лодка, первой обнаружившая, правильно классифицировавшая подобного себе противника и точно определившая его координаты, получит неоспоримое преимущество и почти наверняка выйдет победителем из поединка.

Таким образом, ни разрушительная ударная мощь атомной ракетной подводной лодки, ни высокая скорость хода и универсальность эскадренной подводкой лодки не могут обеспечить им значительное тактическое преимущество перед патрульной подводной лодкой. В действительности вполне возможно, что в определённых условиях последняя одержит победу над любым из этих более мощных подводных кораблей. При каких же обстоятельствах это может произойти?

Эскадренная подводная лодка против патрульной. При условии равного мастерства и степени боевой подготовки исход борьбы между эскадренной и патрульной подводными лодками зависит от уровня шумов, производимых ими во время сближения. Следовательно, в более выгодном положении окажется та из них, которая уже находится в заданном районе патрулирования и, притаившись, ждёт прохождения через этот район подводной лодки противника. Патрульная подводная лодка будет иметь также дополнительное преимущество и в тех случаях, когда, во-первых, глубина моря не позволит эскадренной лодке следовать с оптимальной скоростью хода и, во-вторых, когда такая лодка попытается получить преимущество, применяя в активном режиме свою значительно более мощную, чем у противника, гидроакустическую станцию.

Патрульная подводная лодка, находящаяся на позиции вблизи базы противника, представляет постоянную и серьёзную опасность. С другой стороны, эскадренные подводные лодки, используемые в составе эскорта, могут сыграть важную роль в защите эскортируемых сил флота или конвоя от торпедных и ракетных атак подводных лодок противника.

Совершая переход, патрульная подводная лодка будет вынуждена время от времени идти под РДП. В таких: случаях значительно увеличивается вероятность обнаружения её самолётами, подводными лодками или стационарными постами противника. При этом наибольшую опасность для неё представят развёрнутые на позициях неприятельские противолодочные подводные лодки, решающие такую же задачу, но в другом месте. По прибытии в район патрулирования подводная лодка должна быть готова к ещё более интенсивной противолодочной деятельности противника. Одним из наиболее опасных для неё средств может оказаться патрульный самолёт, который будет стремиться обнаружить её на основании данных, полученных с пункта системы стационарных гидроакустических средств, установленных в этом районе. Однако если лодка всплывает не больше одного раза в четыре-пять дней, то один патрульный самолёт, наверное, не сможет заставить её отказаться от выполнения боевой задачи. Патрульная лодка, которую обнаружат и уверенно классифицируют несколько надводных кораблей, располагающих к тому же противолодочными вертолётами, имеет мало шансов на то, чтобы не быть атакованной. Но эта лодка, вооружённая эффективными средствами борьбы с надводными кораблями, вряд ли позволит им долго преследовать себя, а если она имеет и оружие для борьбы с вертолётами, то вероятность уничтожения её (без оказания ею эффективного противодействия) значительно уменьшится.

В обстановке, когда применение ядерного оружия исключается, подводная лодка для атаки надводных кораблей располагает только торпедами. После второй мировой войны никакого нового эффективного средства в дополнение к этому оружию, по-видимому, так и не создано. В настоящее время подводная лодка может применять против надводного корабля только неуправляемые торпеды, выстреливаемые на дальность не более 2 миль, или самонаводящиеся торпеды, которыми можно поразить цель на расстоянии до 7-8 миль. Однако ни первые, ни вторые не обеспечивают высокую вероятность поражения свободно маневрирующих надводных кораблей.

С помощью корабельных гидроакустических станций, какими бы мощными они ни были, подводную лодку, как правило, можно обнаружить на расстоянии не более 10 миль. Но если расстояние между подводной лодкой и надводным кораблём превышает 2 мили, то последний имеет реальную возможность не только уклониться от торпедной атаки, но и эффективно контратаковать подводную лодку. Если бы удалось создать ракету, пускаемую из подводного положения, которая скользила бы затем по поверхности моря со сверхзвуковой скоростью на расстояние около 10 миль, то соотношение преимуществ резко изменилось бы в пользу подводной лодки. Используя возможность внезапной атаки, подводная лодка, оснащённая такой сравнительно простой ракетой ближнего действия, вновь приобрела бы тактическое превосходство, которым она обладала, когда атаковала надводный корабль торпедами, не опасаясь быть обнаруженной его гидроакустическими приборами, поскольку их ещё не было.

Опасным противником патрульной подводной лодки является противолодочный вертолёт, оснащённый гидроакустической станцией. За 2 - 3 мин., в течение которых летательный аппарат опускает гидролокатор в воду для поиска лодки, он находится на высоте 6- 10 м от поверхности моря. В настоящее время изучается возможность применения подводными лодками ракет . Если результаты испытаний будут успешными, то подводная лодка сможет атаковать этими ракетами вертолёты.

Задачи патрульных подводных лодок

Из истории войн известны такие действия, как вторжение войск с моря на сушу, противодействие такому вторжению, блокада и контрблокада стран и континентов. В начале XX века некоторые морские государства придерживались концепции, в соответствии с которой господство на море обеспечивалось угрозой уничтожения главных сил флота противника в одном решающем сражении. Однако с появлением подводных лодок и авиации эта концепция стала несостоятельной. Влияние, оказанное подводными лодками и авиацией ВМС на исход двух мировых войн, было значительным, в то время как расходы на боевые действия на морских театрах оказались сравнительно небольшими.

Если превосходство на море в конечном итоге будет решаться способностью противоборствующих сторон потопить, нейтрализовать или захватить как можно больше кораблей и судов противника, то каково должно быть соотношение между современными подводными и противолодочными силами?

В 1942 году в битве за Атлантику на каждые десять потопленных торговых судов приходилась только одна потопленная подводная лодка. С мая 1943 года и до конца войны на три потопленные подводные лодки в среднем приходилось два потопленных торговых судна. В настоящее время подводная лодка, пожалуй, могла бы топить торговых судов в два раза больше, чем в 1942 году. Поэтому эскадренные подводные лодки в качестве составного элемента сил охранения конвоев, а патрульные лодки, используемые как противолодочные и осуществляющие патрулирование в прибрежных районах, должны составлять значительную часть военно-морских сил любой великой державы. Необходимо также помнить о том, что патрульные лодки могут взять на себя часть усилий по борьбе с атомными, эскадренными, а также себе подобными патрульными лодками противника.

Кроме задач борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, патрульные лодки, если вооружить их соответствующим образом, могут быть использованы совместно с авиацией и надводными кораблями для контроля на морских коммуникациях в районах локальных войн. Патрульные лодки очень удобны для решения таких задач, как переброска или приём разведчиков у побережья противника, оказание помощи осаждённым гарнизонам на островах путём доставки им специальных грузов, длительное наблюдение за теми или иными объектами. Если учесть к тому же постоянную потребность ВМС использовать подводные лодки для обеспечения боевой подготовки противолодочных сил, для оценки и отработки тактики и способов применения противолодочного оружия и систем обнаружения подводных целей (атомные подводные лодки использовать в этих целях неэкономично, а иногда и вовсе невозможно), то очень трудно понять почему командования ВМС США и Великобритании намерены обходиться без патрульных лодок. Напротив, и Франции продолжают совершенствовать патрульные подводные лодки. На средства, расходуемые на строительство одной атомной торпедной (эскадренной) подводной лодки, можно построить четыре или даже пять дизельных патрульных лодок многоцелевого назначения, стоимостью 6 млн. фонтов стерлингов каждая. Хотя задачи, решаемые подводными лодками этих подклассов, различны, основные расходы по их содержанию можно было бы совместить. Невольно напрашивается вывод, что если решение об отказе от дизельных патрульных подводных лодок действительно принято, то это сделано преждевременно.

Наконец, необходимо отметить, что даже самые современные военные корабли уязвимы от надводного оружия. Поэтому совершенно очевидна настоятельная необходимость создать для подводной лодки скользящую по поверхности моря самонаводящуюся ракету с обычным зарядом, которую можно было бы выстреливать из торпедного аппарата. Поскольку наряду с тактической ракетой из торпедных аппаратов по-прежнему можно было бы вести залповую стрельбу торпедами, необходимости откладывать строительство патрульных лодок нового типа не возникнет. При создании новых патрульных подводных лодок надо максимально использовать новейшие достижения в области проектирования корпусов, энергетических установок, автоматизированных систем, навигационного оборудования. средств связи и улучшения условий обитаемости. Патрульная подводная лодка, вооружённая тактическими ракетами и торпедами для поражения крупных военных кораблей, располагая оружием для борьбы с вертолётами, оснащённая электронными вычислительными машинами и автоматизированными системами управления огнём, могла бы стать в ближайшие десятилетия сравнительно недорогим, но очень эффективным военным кораблём.