Karosta - Военный городок. Лиепая. Военный городок Лиепая военный городок в 1992 году

Военный городок появился в Лиепае (тогда Либаве) в конце 19 века. Он начал строиться в северном районе города по приказу Александра III.
Лиепайская гавань не замерзает, к тому же Александра III привлекала близость порта к Пруссии, и он, несмотря на возражения адмирала Макарова и министра финансов Витте, которые хотели строить порт в Екатерининской гавани Кольского полуострова, приказал начать строительство.
После смерти царя, его сын царь Николай II, назвал новый порт и базу именем своего отца. Порт стал называться "Порт Александра III".
В 1919 году после обретения Латвией независимости порт стал называться просто "Военный порт" - "Karosta".

Члены царской семьи и оба императора, Александр III и Николай II не раз бывали в Либаве, а некоторые члены царской семьи фотографировались в местных ателье. Например, у Шульца

Императрица Мария Федоровна с младшими детьми - Михаилом и Ольгой. 1896 год


С самого начала порт задумывался, как отдельный город в городе. Он так и строился. Отдельный Военный городок с полностью автономной инфраструктурой. Со своей электростанцией, канализационной системой, почтой. Со своим православным храмом и школой.

Водонапорная башня Военного городка

Бывшая школа Военного городка. Школа №14

Надеюсь, ее успеют отреставрировать, пока она совсем не разрушится

Кстати, письма, которые ходили между Лиепаей и Портом Александра III, стоили не одну копейку, как обычные письма в черте города, а три копейки – как международные отправления.

Долгое время и в Советский период Военный городок был закрытым городом в городе. Чтобы лиепайчанам попасть туда, нужен был пропуск. Не военным жителям Военного городка выдавали пропуска с фотографией. такие пропуска были одно время даже у детей.
Попасть в Городок можно было с двух сторон.
Со стороны Воздушного моста (сейчас мост Калпака). Перед мостом была специальная проходная, где проверяли пропуска.

Мост после ремонта (после того, как грузинский корабль с пьяным лоцманом своротил одну из половин разводного моста)

воздушный мост просто уникальный стальной
клепанный как американские небоскребы
говорят делали это так
в места клепок вставляли динамит и взрывали
клепка получалась идеальной
проектировал мост сам Эйфель
таких мостов только два во всем мире
разводится мост не так как все мосты вверх
он в стороны разводится параллельно берегам
опоры мостов в воде стоят
когда мост разводят обе части в разные стороны крутятся
только ночи ждать как в Питере
чтобы разводкой полюбоваться совсем не нужно было
мост в Лиепае разводили по несколько раз на дню
когда надо было корабли в море выводить
тогда и разводили
мост развели стой час и жди любуйся как корабли идут
или вокруг десять километров объезжай
вот и придумали лиепайчане такой вид спорта
бег по мосту с препятствиями
малышня всегда первая неслась
иногда даже просто ради прикола
видишь дяденька идет ворота закрывать
мчишься пулей мимо сдвигающихся ворот
бежишь по мосту и прыгаешь через щель
половинки моста разъезжаются надо успеть
не только с одной половины на другую прыгнуть
надо успеть со второй половины на берег спуститься
не успеешь виси на мосту целый час
слушай как дежурный тебе голову оторвать обещает
а пацаны на берегу хохочут и рожи строят
pailish

В Военный городок можно было попасть еще с одной стороны. Со стороны жилого района Тосмаре. Этот район очень похож на нашу Болдерайку. Застроен типичными серыми коробками.

Но центральная улица Тосмаре, которая сейчас тянется от Тосмаре до Военного городка и называется улица генерала Баложа, застроена старыми "петровскими" домами из красного кирпича. Пара домов выглядит ухоженными, вставлены стеклопакеты и на окнах стоят цветы. Остальные либо не жилые, либо похожи на коммуналки

Дом, где жила латышская поэтесса Мирдза Кемпе. Ну что тут скажешь...

Очаг культуры вейкалс нактыньш (магазин Ночка). Абориген в белой футболке и черных носках с сандалиями выглядит здесь очень органично.

В этом районе и раньше был и сейчас есть судоремонтный завод.

Доки судоремонтного завода Тосмаре (фото друзей)

Между Тосмаре и Военным городком, говорят, когда-то в советские времена, там, где не было военных частей с колючей проволокой, стояла стена. Дорога между Военным городком и Тосмаре перекрывал шлагбаум, где проверяли пропуска.
У жителей Тосмаре, которые не работали в Военном городке, естественно, пропусков не было.
Но, во-первых, в Военном городке в отличие от единственного тосмарского магазина, магазины были забиты дефицитными товарами.

Когда-то это был единственный магазин Тосмаре. Он сейчас закрыт. Я заглянула в окна, там стоит какая-то мебель.

А это магазин в Военном городке. Так называемый "Красный магазин". Он тоже сейчас закрыт и заколочен. За ним маленький рыночек, типа местного Латгальчика.

А еще жители Тосмаре любили (и любят) ходить на пляж Военного городка.
Но никто тогда не парился приобретением пропусков. Буквально за спиной у проверяющих документы в стене были ворота. Там проходила железная дорога.
Но кто же будет постоянно закрывать и открывать ворота, когда военные поезда ходят по одному известному им расписанию?
Вот их и держали постоянно открытыми. Закрывали только тогда, когда какая-нибудь комиссия приезжала.
Местные жители, естественно, этим и пользовались.

В Военном городке была военная база подводников - "подплав", он размещался в зданиях Петровских казарм, огромных казематах из красного кирпича. Сейчас от них мало что осталось.

Когда-то в подплаве базировались новейшие подводные лодки Балтийского флота.
В лиепайском Подплаве была традиция – прямо с пирса экипаж вернувшейся из «автономки» лодки в полном составе шел в баню: парилка, бассейн, душевые, накрытый стол с обязательным поросенком, чай и пиво (ну и конечно неофициально "шило" - разведенный спирт)

В советские времена построения проходили на плацу, где перед зданием штаба стояли рубки прославленных подводных лодок военной поры.

Эта рубка подводной лодки, которая стояла в подплаве, стоит теперь на Поклонной горе в Москве

Был большой плавательный бассейн. В него ходили не только подводники, но и дети всего военного городка и Тосмаре. Но от него не осталось и следов.

Еще в 1906 году в подплаве был организован Учебный отряд подводного плавания.
В состав отряда включали офицеров и матросов, которые имели какой-то опыт подводного плавания. Для матросов была школа, а для офицеров классы.
Матросы, чтобы попасть в эту школу должны были закончить перед этим минную, машинную или водолазную школы.
Офицеру, чтобы попасть в Учебный отряд подводного плавания нужно было прослужить не менее трех лет в надводном плавании, иметь отличные характеристики от командования и здоровье, подходящее для условий подводной лодки.
Так что в Лиепае служила элита российского флота.

После экзаменов офицерам присваивали звание "офицера подводного плавания".
Устройство подводных лодок сначала изучали по чертежам, и только после этого переходили к практическому изучению материальной части непосредственно на лодках.
Причем, сначала офицеры исполняли на лодках обязанности специалистов-матросов и только потом практиковались в управлении лодкой и в стрельбе торпедами.

Все офицеры, которые служили на подводных лодках, обязательно проходили курс подводного плавания. Даже врачи получали звание "офицер подводного плавания".
Причем, это звание давало определенные привилегии, начиная с окладов и заканчивая сроками выхода на пенсию.

Лиепайский учебный отряд готовил специалистов для всех флотов России. Подводников для Владивостока тоже учили в Лиепае.

Сейчас в Военном городке нет подводных лодок и нет подплава. Но есть центр подготовки водолазов.

После вывода советской армии из городка, его начали преобразовывать в гражданскую территорию. Теперь Военный городок очень любят туристы. Здесь смешались архитектурные стили: изящный, богато декорированный стиль конца 19 века

и стиль типичных военных городков советской армии.


Из современного справочника: Лиепая – третий по величине город Латвии, расположенный на западе Латвии в Курземе, на побережье Балтийского моря.

Ли́епая (латыш. Liepāja - чит. резко Лы́эпая), до 1917 г. Либа́ва - город в Латвии, на берегу Балтийского моря. Первые упоминания с 1253 года. Географическое положение - 56°51′ с. ш. 21°01′ в. д.
Площадь - 6037 гектаров.

Этнический состав населения по состоянию на 2000 год:

48% latviešu – латышей (коренная) и latgaļu – латгалов (миграция внутри республики)
52% "Русскоязычные" (значительная часть - мигранты бывш. СССР)
Из них:
krievu - русских 69%
ukraiņu - украинцев 12%
baltkrievu - беларусов 8%
lietuviešu - литовцев 6%
и другие (от поляков до каталонцев) 5%


Моряки-балтийцы хорошо знают и по-особенному любят этот город, который весной, когда зацветают каштаны, удивительно напоминает Одессу. Маяк «Лиепаяс Бака», звонок маленького трамвайчика, весело бежавшего вдоль старых улочек и площадей, ресторан «Юрас», уютные кварталы Гвардейского проспекта, улицы Сарканармияс… Там, где был дом…

Каждый, кто когда-либо жил и служил в этом приморском городе, сохранил, несомненно, свои впечатления о нем, но я не ошибусь, если скажу, что в основном – город вызывал добрые и теплые чувства.

Лиепая - город почтенного возраста, ей уже более 750 лет. Впервые в письменных источниках это место упоминается в 1253 году как поселение ливов. Статус и права города Лиепая получила в 1625, когда была частью владений герцога Курляндского Вильгельма. Важный в развитии города период начался после Польско-Шведской войны, именно в это время роль Лиепаи в торговле начинает возрастать. На рубеже 17- 18 веков был построен Лиепайский порт, а также прорыт канал. В конце 19 - начале 20 века начинает стремительнейшим образом развиваться промышленность, торговля. Внушительное количество иностранных представительств (их в городе на тот момент насчитывалось около 13) говорит само за себя.

Лиепая известна тем, что именно там происходил сбор кораблей, сформировавших 2-ую эскадру адмирала Рожественского, их боевое слаживание перед беспримерным переходом в Тихий океан. В храме на территории Военного городка накануне выхода эскадры был отслужен молебен, ставший последним для многих российских моряков, погибших в Цусиме.

В конце 19 – начале 20-го века на побережье Курляндии были возведены мощные железобетонные фортификационные сооружения, береговые батареи, единой цепью протянувшиеся на многие километры. Несмотря на то, что часть из них была взорвана накануне Первой мировой войны (один из ярких примеров недальновидного военного и политического руководства), форты сослужили хорошую и долгую службу и в годы войн, и в мирное время, причем не только как артиллерийские позиции, но и как жилые и служебные помещения погранзастав, постов СНИС. А уж лиепайским мальчишкам, знавшим все тайные ходы и выходы старых подземелий, можно было только позавидовать.

В период Советской власти Лиепая становится важнейшим стратегическим пунктом. Здесь располагалась крупнейшая военно-морская база СССР. Исторические данные свидетельствуют о том, что город подготавливался как передовая база для ведения военных действий на море. Именно здесь располагались соединения подводных лодок и надводных кораблей. А в 1940 году на территории города был построен и военный аэродром. Существовала легенда, что летчики с этого аэродрома летали бомбить Берлин в июне 1941 г.

Героическая оборона города в июне-июле 1941 вписана яркой страницей в историю Великой Отечественной войны. Под руководством генерала (фактически – полковника) Дедаева части гарнизона и военные моряки более 2-х недель удерживали город, находясь в полном окружении, без связи с центром и пополнения запасов. Уже была сдана Рига, враг рвался к Ленинграду, когда горстка бойцов совершила дерзкий и неожиданный для противника прорыв в направлении Шкедских дюн. Большинство погибло, часть прорвалась через позиции врага, часть вернулась в город и организовала подполье, функционировавшее весь период оккупации города немецко-фашистскими захватчиками.


В период оккупации в Шкедских дюнах был расположен лагерь смерти, где уничтожено более 18 тысяч евреев, военнопленных, жителей города. Широкие рвы, набитые человеческими костями, открылись, когда море подмыло высокий берег. Там же, в дюнах, в песке можно было наткнуться на ржавые баллоны из-под ядовитого газа с оскалившимся черепом на корпусе, россыпи патронов, колечко или портсигар, наручные часы.

Внушительный монумент Защитникам Лиепаи (сохранился ли он?) отразил накал и бескомпромиссность той борьбы: скульптор запечатлел рабочего, матроса и санитарку, в едином порыве не допустить врага в «город под липами».

В послевоенные годы, когда на смену победным фанфарам пришло понимание новой угрозы – теперь уже со стороны бывших союзников, город под липами вновь становится форпостом Балтфлота. Здесь (и в окрестностях) располагаются части береговой артиллерии, войск ПВО, бригада кораблей ОВРа, соединения противолодочных кораблей, малых ракетных кораблей, пограничных кораблей и подводных лодок. С задачами судоремонта традиционно хорошо справлялся завод в Тосмаре, квалифицированные кадры которого славились с начала века. В Военном городке размещались Школа моряков вспомогательного флота ВМФ и учебный отряд подводного плавания.

Надо сказать, что лиепайский Подплав был удивителен не только своей уникальной архитектурой – он размещался в зданиях Петровских казарм, огромных казематах из красного кирпича, сколько какой-то непередаваемой атмосферой братства, единения, морской сплоченности и взаимовыручки. Выход в море на дизельной подводной лодке – а в Лиепае базировались «эски» и «букашки» - далеко не увеселительная прогулка. В отсеках могло быть и жарко, и холодно, промокшую на верхней вахте одежду высушить негде, а в рубочный люк каждая новая волна сливалась водопадом, образуя воронку в ограждении. Потребление пресной воды ограничено, вместо душа – обтирание спиртом, теснота кают не позволяла вытянуться в полный рост на узкой койке. Да что там – каюты были у немногих, спальных мест – по числу отдыхающей вахты. И так – три месяца: Балтика, Северное море, Атлантика, днем – в подводном положении, ночью - «винт-зарядка», долгожданная сигарета. И мечты, мечты - о доме, о семье, о любимой, оставшихся и ждущих на берегу.

В лиепайском Подплаве была традиция – прямо с пирса экипаж вернувшейся из «автономки» лодки в полном составе шел в баню: прекрасная парилка, бассейн, душевые, накрытый стол с обязательным поросенком, чай и даже пиво – снимали усталость вместе с въевшимся в кожу соляром.

А еще – построения соединения проходили на площадке, где перед зданием штаба стояли бережно хранимые рубки прославленных подводных лодок военной поры. И моряки, маршируя на занятия, каждый раз брали равнение на героев. Кстати, и аллея Героев на территории была. И замечательный плавательный бассейн, где каждый мог в свободный час поплавать, снять усталость будней, где проводились соревнования по плаванию и водному поло.

Традиции не возникали сами собой – командование соединения и политотдел делали все возможное, чтобы улучшить быт моряков, создать такой душевный настрой, когда любое дело по плечу. Архипов, Вальков, Хромов, Копытов, Бобровский, Лякин, Петров, Петрикевич – управляли лодками и их механизмами в море, соединениями и службами – на берегу. Им и их труду, таланту и энергии обязаны моряки-лиепайчане и хорошей службой, и самой жизнью – в море случалось всякое.

И еще одна традиция лиепайского подплава, бережно хранимая с военной поры: корабельную вахту равно несли все офицеры, будь ты торпедист, врач или замполит. Более того, заместители командира по политчасти считали обязательным для себя сдать зачеты на управление кораблем и нести с командиром по очереди командирскую вахту.

Военные и их семьи располагались, в основном, на территории так называемого «военного городка», сразу за Тосмарским каналом, берега которого соединял (и сейчас соединяет) ажурный разводной Воздушный мост. Военный городок как самостоятельная городская среда появилась в конце XIX - начале XX века. Официальный указ о начале строительства крупной крепости и военного городка к северу от Лиепаи в 1890 году издал русский царь Александр III. Изначально городок так и назывался – Порт Александра Ш. Только во время первой независимой Латвии это место начали именовать Военным городком - Каростой. Мост металлической конструкции был построен в 1906 году через канал Военного городка. Взорван во время I Мировой войны, позже восстановлен и с тех пор работает безупречно.

Две русских школы, детсад, музыкальная школа, парки, кафе, рестораны, магазины и кинотеатры – жителям городка, собственно, незачем было выезжать в город. Но – кто за покупками, кто на работу, кто на учебу - автобусом или пешком до моста, переходили мост и КПП (если была прописка), и далее – трамвайчик или автобус № 10 за 15-20 минут доставляли в центр.

Военный городок сегодня – это особенный район, - это уже не городок для армии, а просто жилой микрорайон, который считается отдельным туристическим объектом, сильно отличающимся от общего Лиепайского образа. Эта крупнейшая историческая военно-морская база на Балтике и первая база подлодок в царской России. В Каросте сохранилась и единственная историческая Морская гауптвахта в Латвии.

Лиепая - Старый город - по-прибалтийски хорош, прекрасно сохранился центр, несмотря на все лихолетья, а деревья в парке помнят Петра Великого! Очарование добавляла живая музыка, льющаяся из многочисленных кафешек на «Бродвее», или звуки органа по утрам, крики чаек над Рыбной гаванью и, конечно, морская волна, ласково набегающая на песок бесконечного пляжа…

Наверное, и сегодня все так же, и даже чище и уютнее – прибалты это могут, да и статус курортного города обязывает.

Узкие лиепайские улочки, каждая из них чем-нибудь примечательна и интересна! Не так давно это были улицы Падомью, Ленина иела, Мадона, Маципана, Крейсера Варяг… Сейчас – названия изменились.

На улице Кунгу есть один из старейших жилых домов в Лиепае, еще с XVII века - бывшая гостиница мадам Хойер, которая в народе называется домиком Петра I. В 1697 году здесь останавливался русский царь Петр I. На противоположной стороне улицы находится Дом ремесленников, где есть возможность не только купить изделия ремесленников, но и увидеть, как их изготавливают в студии прикладного искусства «Saiva». В Доме ремесленников можно увидеть и самые длинные в мире янтарные бусы, которые создали благодаря янтарным камушкам, подаренным лиепайчанами.

На улице Грауду можно полюбоваться великолепными зданиями, характерными живописными образцами Югендстиля, старыми мостовыми.

Рыночная площадь является одной из старейших частей города. Улица Зивью интересна своими зданиями, датируемыми 19 веком. Раньше в конце улицы, на площади «Kuršu laukums» находился рыбный рынок. От него произошло и название улицы – «zivju - рыбная». В наши дни первое латвийское Рок - кафе, расположенное на этой улице, является одним из популярнейших мест развлечения молодежи. На этой же улице ещё сохранились сооружения XIX века: бывшая роскошная “Римская гостиница” и здание с двумя декоративными башенками. А в самом высоком здании на улице – городской библиотеке – когда-то располагалась гимназия для девочек.


Весьма симпатичная улица Тиргоню - первая пешеходная улица Лиепаи. Это, пожалуй, лучшее место для неспешной прогулки или для кофейной паузы, интересен тот факт, что улица была построена на средства собранные музыкальным фестивалем «Мы - Лиепае».

Площадь Рожу примечательна, во-первых, своим красивым названием (в переводе с латышского площадь Роз), название совершенно оправданно, площадь действительно с 1911 года украшают розы. С XVIII века здесь находился Новый рынок, но в 1910 году городские власти на этом месте решили создать сад с розами под открытым небом, посадив примерно 500 кустов с розами. После реконструкции в 2000 году по краям клумбы расположили памятные знаки городов - побратимов Лиепаи. Площадь «Rožu laukums» - популярное место встречи молодёжи, о ней сочинена известная песня латышской рок группы «Līvi» - «Rožu laukums».

Pētertirgus – центральный рынок. Характерная черта каждого старого европейского города. Здесь всегда можно купить свежие овощи и фрукты, грибы и ягоды, мясные и молочные продукты, произведенные, выращенные или собранные в Лиепае и районе.

Приморский парк «Jūrmalas parks»- еще одна достопримечательность.

В парке площадью более 50 гектаров растут более 140 разных сортов деревьев и кустарников. В начале XX века для удобства гостей в парке выстроили купальню, санаторий «Kūrmāja», роскошные дачи, обустроили теннисную площадку, фонтан. Приморский парк, между прочим, самый большой в Латвии. Это великолепнейшее место для отдыха, каждый находил и найдет здесь, как приятно провести время. Прекрасные поля для пляжного волейбола, футбола, скейт-парк, теннисные корты, мини-гольф, множество уютных кафе – кажется, тут предусмотрено все, чтобы гости остались довольны. Но главное, конечно же, само море, золотистый песок и великолепное лиепайское небо! Можно также совершить чудесную прогулку на рыболовном суденышке, посмотреть, как забрасывают невод или поучаствовать в этом действе самому, а после приготовить улов и с аппетитом отужинать. Тем, кому хочется более острых ощущений, в Лиепае тоже скучать не придется: имеется трасса для картинга, кроме того, есть возможность совершить незабываемый полет на планере, прыжок с парашютом или отправится в поездку на джипе по бездорожью.

По-своему красивы улицы «Dzintaru» и «Liepu». В конце XIX - начале XX века на этих улицах образовался район шикарных вилл. Почти каждое здание тут примечательное. В одном из роскошных особняков Югендстиля на ул.Лиепу 27 теперь находится Генеральное консульство России.

Лиепайский пляж, отмеченный Голубым Флагом качества окружающей среды, вас удивит изумительно белым и мелким песком. Если Вам повезёт, возможно удастся найти кусочек янтаря....

И еще интересное местечко – Променад. Раньше это была закрытая территория, а теперь здесь создали приятное место для прогулок. С вершины пешеходной дорожки-мостика открывается вид на портовые причалы с кораблями, яхтами, а также на фонтан, напоминающий морскую волну, которая с берега скатывается в канал. Особенно красочно он выглядит ночью. Время на променаде отсчитывают декоративные янтарные часы.

В старом городе сохранились и старые костелы. Церковь Св. Анны является старейшим храмом в Лиепае. Удивительно пластичным и монументальным является изготовленный алтарь размером 56,8 х 9,7 метров. Орган церкви построен по чертежам Альфреда Калниньша и является третьим по величине в Латвии. Собор Св. Язепа (Иосифа) - крупнейшая на сегодня католическая церковь Лиепаи, резиденция Курземского епископа. Сдержанная, но изысканно и четко сделанная мебель, богатый и роскошный интерьер. В этой церкви можно увидеть модель парусника, которую в XIX веке подарили церкви моряки, уцелевшие в море во время шторма.

Церковь Св. Троицы построили в 1742-1758 г. для немецкого прихода. Особая ценность и гордость церкви – орган, который до 1912 года был самим большим в мире. Орган состоит из 131 регистра, из 4 мануалов и более 7000 дудочек. Освящение органа состоялось 1 декабря 1885 года. В церкви регулярно проходят органные концерты. Роскошна и внутренняя отделка церкви. Есть возможность подняться на башню церкви, с которой открывается прекрасный вид на панораму Лиепаи.

Подарок Ватикана Лиепае - Церковь Св. Мейнарда. Это здание являлось Ватиканским павильоном во время выставки EXPO 2000.

Офицерское Морское Дворянское Собрание – настоящий дворец, который строился по образцу загородных дворцов Санкт-Петербургской архитектурной школы. Его окружал парк Версальского типа. В своё время дворец использовали для нужд аристократов царской России. Во время свободной Латвии во дворце находился санаторий костного туберкулеза Красного Креста, а во время Советской власти – военный госпиталь. Дорогу вдоль зданий обрамляли чудесной красоты каштановые аллеи. Сейчас во дворце находится исторический музей Военно-Морских сил.

Православный Морской Собор Св. Николая построен в 1901-1903 годах. Первый камень заложил сам царь Николай II. Для постройки церкви архитектор В. Косяков в первый раз использовал монолитный метод литья бетона. Поэтому в храме нет опорных колонн, и здание всем своим весом опирается только на стены. В 70-х в здании размещался Матросский клуб, выступали артисты художественной самодеятельности, пела Эдита Пьеха, показывали художественные фильмы. И все-таки это был величественный морской собор – в первую очередь.

Старую водонапорную Башню построили в 1905 году, её высота – 37 м. Воду из глубокой скважины паровыми насосами качали в резервуар башни, оттуда три раза в день по два часа вода подавалась в резервуары на чердаки домов Военного городка.

Крытый гимнастический манеж для верховой езды на лошадях был местом для военных упражнений и маневров. У здания была металло-черепичная стеклянная крыша лёгкой конструкции. Так как в Военном городе русских театров не было, это было единственное массовое место для развлечений. До I Мировой войны каждое воскресенье в манеже, который мог собрать до 4000 человек, происходили конные представления кавалерии и артиллерии, соревнования с упражнениями в джигитовке, а также устраивались официальные обеды для матросов гарнизона.

Что, на мой взгляд, важно - строилось и сохранялось все вышеперечисленное равно и русскими, и латышами, и белорусами – словом, представителями всей Российской империи и, впоследствии, всего Союза. И жили соседями, и дружили, вместе смотрели одни и те же фильмы в кинотеатрах, ходили на дискотеки в «Железку» и «Лепаймаш», гуляли в тени старых каштанов и купались на пляже с ранней весны. Бывало – дрались, но и мирились – город под липами не терпел вражды и фальши. И где все сейчас?

Кажется, с закрытыми глазами прошел бы по родному городу, так, как в самую скверную ноябрьскую непогоду входил в Северную гавань. Чутьем. Волну за волной бросала осеннюю холодную соль серая Балтика на корпус и рубку, в кромешной тьме были лишь свист ветра и грохот волн. И вдруг – вот они, входные! Боцман, держать курс!

Так и поныне: нет-нет, да и мигнет призывно, обещая скорый отдых и родной дом, старый маяк.

Маяк «Лиепаяс Бака».

Военный городок Кароста представляет собой пригород на севере Лиепаи, занимающий примерно 1/3 от ее общей площади и являющийся исторической достопримечательностью. Кароста возникла в конце XIX века.

Дорога в военный городок проходит через 2 моста. Первый мост перекинут через канал, который связывает близрасположенное Лиепайское озеро и Балтийское море. А второй мост проходит через Каростский канал, который на несколько километров врезается в сушу. Некогда в недрах канала существовали доки Балтийского флота Советского Союза, а путь сюда был заказан большому количеству граждан.

Лиепая стала основным торговым поселением во времена первых балтийских крестовых походов по причине того, что её бухта зимой не замерзала. В XIX веке город стал фундаментной базой Балтийского Военно-морского флота Российского государства. Близкое расположение к Пруссии являлось одним из важнейших обстоятельств, предопределивших избрание города Лиепая в качестве базы морского флота. Эта военная база – последняя, которая была заложена и построена Российской империей.

История лиепайского военного городка Кароста насчитывает более века. Указ о строительстве крепости, морского порта и военного городка принял русский царь Александр III в 1890 году. Одновременно с ростом и развитием порта была создана внушительная система фортов вдоль берегов Балтийского моря. После смерти царя Александра III его сын, царь Николай II, распоряжается назвать новый военный порт в честь его отца. В 1919 году, после принятия Латвией независимости, порт Александра III меняет свое название на Кароста, то есть теперь он называется просто – Военный порт.

Порт Александра III задумывался как самостоятельный объект, включающий в себя свою инфраструктуру, электростанцию, канализационную систему, церковь, школу и почту. Интересно, что письма, отправленные из Лиепаи до Порта Александра III и наоборот, стоили не 1 копейку, как обыкновенные послания в пределах города, а 3 копейки, как будто это были международные отправления.

Сегодня Кароста стал интереснейшим туристическим местом города Лиепая. На территории бывшего военного порта сохранились памятники тех лет. Это – разводной мост, сделанный из стали. Он был построен в 1906 году и действует до сих пор. Подальше можно увидеть удивительной красоты православный собор Святого Николая, возведенный в 1901 году. А еще здесь располагается военная тюрьма, состоящая из нескольких 2-3-хэтажных зданий из кирпича красного цвета. Первыми арестованными были матросы, которые участвовали в революции 1905 года. Здесь же они и расстреливались. Захоронены, напротив – на братском кладбище. В советское время корпуса использовались в качестве гауптвахты, позднее – для нужд армии Латвии. Но последние здесь не прижились, и было решено отдать все это на обозрение туристам.

Тюрьмы сейчас стали музеем. Они открыты для туристов. В камерах создана атмосфера тех времен, как будто здесь содержатся заключенные: грязные матрацы, металлические кружки, табуретки. А в административном отсеке можно увидеть портреты Ленина, казенные металлические столы, милицейская форма конвойных на вешалке.

Еще одним интересным объектом являются Северные форты. Эти прибрежные укрепления выполняли свои функции совсем недолго. В 1908 году они были взорваны по причине мирного договора России с Германией. Но через 6 лет эти страны вновь станут заклятыми врагами. А уничтожение системы фортов только лишь подорвало позиции страны. А еще через несколько лет прекратит свое существование Царская Россия. В лабиринты Северных фортов также можно попасть и побродить по ним при свете факелов.

Сейчас в военном городке живет около 8000 жителей. До него можно добраться из центра Лиепаи на автобусе или маршрутке.

Лиепайский военный городок Кароста – удивительное место, уникальный памятник не только латвийской, но и мировой истории и архитектуры.

14.

15.

16.

Само здание дворца потрясающе изысканно, я бы скорее подумал, что это усадьба какого-нибудь остзейского барона из числа первых лиц Российской империи, построившего у себя электростанцию с трубой из любви ко всему современному.

17.

Да и здания с прошлых кадров - дворцы дворцами. Будто бы тут и не Порт Александра III был, а конгломерат баронских усадеб поближе к морю:

18.

Завершение всей этой системы - Никольский Морской собор (1900-03) высотой 54 метра (хотя "на глаз" я был дал и все 70), возможно крупнейший православный (купольный) храм всей Прибалтики. Как и тёзку в Кронштадте, его строил Василий Косяков. Обратите внимание на центральный крест-якорь:

19.

Особенно интересен собор изнутри - у него бесстолпный зал, поддерживаемые арками в форме гигантской полусферы... но когда я достал фотоаппарат, ко мне подбежала смотрительница и без всякой агрессии, но очень проникновенно сказала что-то вроде: "Пожалуйста, не снимайте здесь! Это Божий храм, а не музей!", и мне не хватило ушлости и самоуверенности наплевать на просьбу. Надо заметить, Латвийская православная церковь мне вообще показалась довольно недружелюбной (более всего похоже на "московские" епархии Западной Украины), а в Лиепае мне не разрешили снимать помимо православного собора ещё и в одной из кирх. Достойных фотографий интерьера Морского собора я не нашёл и в интернете, но в общем оказавшись здесь - обязательно зайдите вовнутрь:

20.

Недалеко от собора есть и скромный памятник погибшим в Цусиме, и я даже честно пытался его найти, но так и не нашёл - однако несколько фотографий есть у Перископа .

21.

А собор, кто бы что ни говорил, хорош. Я вообще не люблю эти псевдорусские стилизации, в 9/10 случаев они банальны и примитивны, но здесь всё-таки почерк мастера:

22.

За собором начинается советский военный городок - вот таких, как я понимаю, по бывшим странам Варшавского блока разбросано очень много, вплоть до Восточной Германии.

23.

Облезлые, а часто и заброшенные пятиэтажки, как в каком-нибудь депрессивном городке на Урале при закрывшейся шахте или обанкротившемся заводе:

24.

Люди в Каросте живут весьма своеобразные:

25.

26.

27.

Причём во-первых уже не только русские, а во-вторых тут хватает и детей. Вот жизнеутверждающая зарисовочка - старый моряк играет с внучкой:

28.

Отсюда я сходил на Северный мол (о чём было в прошлой части) и дальше по запутанной траектории, которую уже не воспроизведу, отправился к Подплаву, то есть удаляясь от моря. Одно из самых запоминающихся зданий Каросты - так называемый Красный гастроном. На фото Перископа он ещё заброшен, а сейчас вновь занят магазином одной из популярных в Латвии сетей:

29.

В целом же восточная половина Каросты ещё мрачнее западной. Застройка ещё более разреженная, растительность ещё более буйная, а здания за ней могут быть не видны от соседних:

30.

Сталинки советской ВМБ - она была, конечно, не второстепенной, но и не флагманской, как царская.

31.

Названия этих улиц вполне современные, и среди прочего тут есть даже улица Британского флота (на фото не она): с одной стороны, именно последний прикрывал пароход "Саратов" с первым латвийским правительством, а с другой - есть конечно особый понт назвать так улицу в бывшем гнезде российского и советского ВМФ. Впрочем, это гораздо изящнее, чем многочисленные улицы Дудаева в восточно-европейских городах.

32.

Так, не торопясь (здешние расстояния можно только прочувствовать!), я добрался до Каростинской тюрьмы - одного из самых внушительных.зданий бывшего Порта-Александра. Вернее, это даже и не "гражданская" тюрьма, а корпус дисбата. В современной Латвии же из неё сделали анекдот в стиле "развесистая клюква":

33.

Вот хоть забор. Я конечно понимаю, что с точки зрения евро-обывателя советскую тюрьму, в которую приезжает teplushka (кстати, где она?!) может окружать только такой вот zabor iz gnilyh dosok, но например мне ничего не стоило сделать кадр через него. В общем, серьёзным препятствием для побега или передачи чего-нибудь запрещённого такая штука служить не могла:

34.

Ворота... нет, ну хотя бы видно, что люди старались, однако поручили это дело явно молодым латышам, знавшими об СССР по фильмам с Джеймсом Бондом:

35.

Американский (судя по белой звезде) девайс-амфибия, видимо, приехал спасать узников:

36.

Но главный фейспалм меня ожидал внутри. У нас вот экстремальную ночь можно получить совершенно бесплатно, скажем, 31 числа каждого месяца на Триуфмальной, а уж шоу там даже не элементы. Ещё можно взять фотоаппарат и сделать прау-тройку кадров в метро Ташкента, Баку или Тбилиси (в последних двух, впрочем, как повезёт). Только там будет настоящий экстрим, а не пародия.

37.

Внутри хотя и не выветрился тяжёлый дух и эхо неприятно гулкое, носятся дети. открыто кафе... В общем, извините, но я считаю - с такими вещами не шутят.

38.

Посмотрите для сравнения (это о том, реабилитирован ли сталинизм в России) или . Впрочем, можно и без развлекательного элемента такого пафосу нагнать, что клюква получится ещё бОльшая - как скажем в казахстанской . Интересно, что с обратной стороны Каростинская тюрьма смотрится вполне убедительно:

39.

А сквозь дыру в забре на заднем дворе просматриваются старые казармы и убогий современный быт:

40.

Ещё какие-то заросли, заброшки, мрачная тишина:

41.

Где-то, впрочем, попадаются и более благовидные "островки" - видимо, всё от жильцов зависит:

42.

Некоторые улицы, как например Лазаретная, впрочем ремонтируются. Водонапорная башня с котельной насосной станции стоит уже на улице Генерала Баложа - главной в Карсоте из перпендикулярных морю:

43.

По которой я вышел в Тосмаре - восточную половину бывшего Порта-Александра III. Как я понимаю, если Кароста была городком собственно военных, то группировавашаяся вокруг гавани и судоремонтных заводов Тосмаре - городком осблуги у судоремонтного завода. Её особенность - многочисленные железнодорожные ветки, одна из которых запечатлена на вводном кадре:

44.

Сюда же заходит Подплав - хорошо заметное на карте (см. прошлую часть) прямоугольное ответвление военного канала, и в общем-то именно Подплав - самое интересное, что здесь есть: Порт Александр III считается родиной подводного флота России, которого в Холодную войну так боялась Америка. Вернее, начиналось всё во Владивостоке в годы русско-японской войны, для которой Российская империя спешно покупала или заказывала подлодки со всего света, проектировала свои и отправляла их туда поездами. Названия их были подводными, но совсем не грозными - "Дельфин", "Скат", "Сом" и даже "Форель" и "Налим", однако свою задачу они выполняли, и их наличие было не последней причиной того, почему японцы не напали на Владивосток. К 1906 году, когда Николай II подписал указ о выделении подлодок в самостоятельных класс боевых кораблей, у России их было 19 (в точисле 13 на Дальнем Востоке - у победительницы-Японии для сравнения - всего 6). Однако Учебный отряд Подводного плавания был создан именно в Либаве - на Балтике это было особенно актуально (ведь лидером подводного флота была Германия, и в случае большой войны надо было как-то прикрыть Петербург), но опять же - почему здесь, а не, скажем, в Ревеле или на Моонзундах? Базой подводных лодок Либава служила и при СССР... и проходя мимо подплава, я обнаружил вдруг открытый проход и направился туда по заросшей колее. На берегу подплава сидели-общались какие-то девицы школьного возраста (не фотографировал) и стояло опустевшее "гнездо" подводной лодки непонятного возраста:

45.

На той стороне - старые корпуса судозавода:

46.

Один из которых - совершенно грандиозного размера:

47.

В поисках как можно более удачного вида, пребывая в уверенности, что тут всё всем пофиг, я пошёл вдоль берега. Судоремонтный завод, похоже, действует, а вдалеке три трубы металлургического завода:

48.

Вдруг мне преградила дорогу девушка в полицейской форме, красивая как в американских боевиках - пышные белые волосы, чёрные очки, рация и кобура на крепких бёдрах. Увидев её, я решил дать задний ход, но она меня окликнула по-латышски. Я развёл руками, сообщил, что я турист из России, извинился, что не владею латышским, забрёл сюда случайно и теперь ищу выход. Девушка вежливо сказала, что проводит меня к выходу и повелела следовать за ней, но что-то сообщила по рации, и даже не владея латышским, суть я примерно понял, ибо подобные разговоры слышал на русском, украинском, казахском и молдавском (хотя и без раций) не раз, и они не сулили мне ничего хорошего. В общем, понимая, что тут как бы всё равно постсоветское пространство, при этом "вероятный противник", и вдобавок зная немало историй о том, как даже в самых цивилизованных странах типа Германии, Финляндии или Канады полицейская машина редко, но всё-таки давала сбои в работе и калечила судьбы вполне в тоталитарном стиле, я ощутимо напрягся. Однако всё оказалось проще: во-первых, я забрёл не на завод и не на военный объект, а на что-то транспортное; во-вторых, мужик-"главный", ждавший нас на вахте у таки действительно выхода, был расслаблен и доброжелателен, и мы с ним успели неплохо поговорить за жизнь, пока всё та же девушка переписывала мои паспортные данные, пообещав никуда их не передавать без надобности. Главный припомнил, что в советское время всё было иначе и как его отец, тогда сельский мужик, забредя куда не надо провёл под арестом несколько дней, ожидая пока все инстанции согласуют, что он не опасен. Сильнее всего латвийских охранников озаботило отсутствие в моём паспорте "персонального кода" - у нас ведь его действительно нет. Самым же постсоветским моментом было то, почему я беспрепятственно прошёл на территорию (а объясняя, как это вышло, я упирал на принцип "что не запрещено - разрешено", а запрещающих знаков не было) - знак "проход запрещён" недавно украли как цветной лом...
Но в общем, всё было сделано корректно и цивилизованно, и заняло минут 20, а затем мне вернули паспорт и выпроводили к главной улице у здания дирекции СРЗ, где я сел на подошедший автобус (новенький) и уехал в центр.

49.

Вид на СРЗ через Военный канал:

50.

Да нефтехранилища на его южной стороне - возможно, ещё дореволюционные:

51.

В следующей части - о промышленных районах Новой Лиепаи.

Лиепая
.
Кароста.
Вокзал и Северное предместье.
Новый город.
Старый город. Дома и улицы.
Старый город. Церкви и рынок.

В северной части Лиепаи находится пригородное селение под названием Кароста, которое занимает примерно треть всей ее территории. Этот городок является исторической достопримечательностью. Военный городок Кароста был основан еще в девятнадцатом столетии.

Чтобы в него попасть, нужно преодолеть два моста. Первый из них проходит через канал, который связывает находящееся неподалеку озеро под названием Лиепайское и Балтияское море. Второй мост расположен над Каростским каналом, который течет на несколько километров и врезается… в сушу. Когда-то здесь находились доки Балтийского флота, принадлежащего Советскому Союзу, а для большинства простых граждан путь сюда был строжайше воспрещен.

В период первых крестовых походов Лиепая стала главным торговым поселением. Связано это было с тем, что находящаяся неподалеку бухта не замерзала даже в зимнее время года. В девятнадцатом столетии город стал основой для Балтийского Военно-морского флота, который принадлежал Российской империи. Кроме того, Лиепая находилась максимально близко к Пруссии, что тоже послужило немаловажной причиной для размещения здесь военно-морской базы. Эта база стала последний из тех, которые были созданы во времена существования российской империи.

Возраст военного городка под названием Кароста – чуть более века. Он был построен в 1890 году по приказу русского императора Александра Третьего. Именно тогда были возведены крепость, морской порт и военный городок. Порт рос и развивался, в следствии чего начала расти и развиваться мощная фортовая система на побережье Балтийского моря. После того, как трагически скончался император Александр Третий, его сыном Николаем Вторым было решено назвать порт в честь отца. Название порта было изменено в 1919 году. Именно тогда вместо порта Александра Третьего он стал называться Кароста. Что просто означало «Военный порт».

Изначально порт Александра Третьего проектировался как самостоятельный комплекс, который бы включал в себя не только всю портовую инфраструктур, но и собственную электростанцию, канализационную систему, почту, церковь и даже школу. Интересен тот факт, что не смотря на наличие собственной почты, отправленные Александром Третьим письма из Лиепаи стоили не одну копейку, как обыкновенные письма, отправленные в черте города, а целых три, что было равноценно стоимости письма, отправленному за границу.

Сегодня городок Кароста, пожалуй, наиболее интересная часть города Лиепая для посещения туристами. Здесь сохранились памятники еще со времен Первой Мировой войны. Например, интерес представляет разводной мост, который выполнен из стали. Он был возведен еще в 1906 году, однако отлично функционирует и по сей день. Невероятной красоты собору Святого Николая так же стоит уделить внимание. Он был возведен в 1901 году. Кроме того, на территории городка Кароста размещается военная тюрьма. Это комплекс двух- и трехэтажных построек, которые построены из красного кирпича. Первыми заключенными этой тюрьмы стали матросы, которые являлись участниками революционных действий 1905 года. На территории тюрьмы они и были расстреляны. Напротив было создано братское кладбище, на котором хоронились расстрелянные. Во времена советской власти тюремный комплекс функционировал как гауптвахта, а позднее как одно из зданий латвийской армии. Однако, армейцы здесь не прижились, после чего власти решили отдать здания для туристических экскурсий.

В тюремных помещениях сейчас размещаются музей, который может посетить все желающие туристы. В камерах была тщательно воссоздана атмосфера времен функционирования тюрьмы. Эдесь можно увидеть грязные матрасы, табуретки тех времен, металлические кружки. Осмотреть можно не только тюремные камеры, но и административные здания, в которых можно увидеть ленинские портреты, милицейскую форму тех лет, а так же знаменитые казенные столы, которые были созданы из металла.

Особый интерес представляют Северные форты. Эти укрепления, которые были установлены в прибрежной зоне, функционировали совсем мало времени. В 1908 году их взорвали по условиям мирного договора, который был заключен между Германией и Россией. Спустя всего шесть лет между этими государствами вновь развернется жесточайшая борьба. Уничтожение фортовой системы крайне неблагоприятно сказалось на позициях Российской империи, которая буквально через три года и вовсе прекратит свое существование. В коридоры Северных фронтов можно попасть с экскурсией. Особый шарм этому приключение придаст освещение от выдаваемых туристам факелов.